Леонид Левин об обеспечении безопасного и устойчивого функционирования интернета на территории РФ
см. также ↓11 апреля Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 608767-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети "Интернет" на территории Российской Федерации). С докладом по данному законопроекту выступил председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и в закон "Об информации". Данный законопроект был принят в первом чтении 12 февраля 2019 года. Напомню, что законопроектом предусматривается создание механизма противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации интернета и сети связи общего пользования.
Напоминаю, что этот законопроект широко обсуждался и в Государственной Думе, и в комитете, проводились расширенные слушания, после первого чтения мы собирали все экспертные заключения не только от членов экспертного совета, но и от многих других, в этой работе участвовало и Правительство, и Администрация Президента, эксперты, мы собирали операторов связи, была проведена существенная работа.
К законопроекту поступило 58 поправок, 27 из которых рекомендуется к принятию, 31 к отклонению. Остановлюсь на ключевых.
Относительно закона "О связи" уточнено, что Правительство Российской Федерации установит порядок установки, эксплуатации и модернизации технических средств противодействия угрозам. Установлено, что если в ходе рассмотрения претензий абонентом будет выявлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора оказания услуг связи может быть связано с функционированием технических средств противодействия угрозам, оператор связи вправе направить в Роскомнадзор запрос о предоставлении сведений о функционировании таких технических средств.
Установлено, что порядок и сроки рассмотрения претензий операторов связи функционирования технических средств противодействия угрозам и запросов операторов связи о предоставлении сведений о функционировании таких технических средств будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Также уточнено, что Роскомнадзор координирует обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования интернета на территории Российской Федерации.
Установлено, что Правительство утверждает порядок ведения Роскомнадзором реестра точек обмена трафиком, в том числе, порядок направления в Роскомнадзор уведомлений собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком и порядок включения сведений в реестр точек обмена трафиком.
Установлено, что ряд обязанностей, которые возлагаются на субъекты законопроекта, не распространяются на случай присоединения к сетям связи специального назначения и к сетям электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.
Также хотел обратить внимание на поправки. В первом чтении обсуждалось, что не говорится, о каких угрозах идёт речь. Так вот, установлено, что Правительство определит виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации интернета и сети связи общего пользования, а также регламент таких угроз. Требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, а также условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам.
Что касается поправок в закон об информации, то их здесь немного. Остановлюсь на некоторых.
На организатора распространения информации в интернете в случае, если он имеет номер автономной системы, возлагаются обязанности по участию в централизованном управлении сетью и участию в учениях, а также иные обязанности лиц, имеющих номера автономной системы. Здесь, коллеги, стоит сразу обратить внимание, что это распространяется не на всех организаторов распространения информации, а только на тех, которые будут утверждаться списком Правительством Российской Федерации, актом Правительства.
Установлено, что оператор связи освобождается от обязанности ограничивать доступ к сайтам и запрещённой информации в случае установления на своей сети связи технических средств противодействия угрозам. В таком случае ограничение доступа к таким сайтам будет ограничиваться Роскомнадзором.
Установлено, что государственные органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения при осуществлении взаимодействия в электронной форме, в том числе с гражданами и организациями, обязаны обеспечивать возможность осуществления такого взаимодействия в соответствии с правилами и принципами, установленными национальными стандартами Российской Федерации в области криптографической защиты информации, утверждёнными в соответствии с Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации".
Теперь относительно вступления в силу положений законопроекта. Поскольку законопроект предлагает принятие ряда подзаконных актов, вступление в силу отложено до 1 ноября 2019 года, за исключением положений о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации и доменных имён, которые вступят в силу с 1 января 2021 года.
И еще два слова буквально перед тем, как перейти к голосованию. При рассмотрении комитетом поправок ко второму чтению присутствовал руководитель Роскомнадзора Александр Александрович Жаров, которому был задан вопрос о возможном ухудшении качества связи в связи с установкой технических средств противодействия угрозам. Он пояснил, что вопросами качества услуг связи Роскомнадзор занимается уже несколько лет, проводятся мониторинги в крупных городах, в том числе во время массовых и спортивных мероприятий, то есть в те моменты, когда на локальную часть сети приходится нагрузка на несколько порядков больше, чем в обычное время. Оборудование, которое предполагается использовать операторами связи, обязательно будет протестировано Роскомнадзором перед установкой. По мнению руководителя РКН, это позволит гарантировать сохранение для российских пользователей качества и скорости доступа в Интернет после ввода всей системы в эксплуатацию.
Еще раз хотелось в заключение подчеркнуть, что попытки называть рассматриваемый законопроект китайским Firewall или законом об автономном интернете не имеют ничего общего с сутью законодательной инициативы. Речь идет о создании дополнительных условий для стабильной работы российского сегмента сети Интернет в условиях попыток оказать какое-либо воздействие на сеть извне Российской Федерации.
Задача законопроекта в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским пользователям, электронные государственные услуги и онлайн-банкинг были доступны в полном объеме, а разнообразные коммерческие сервисы, к которым уже привыкли граждане, могли бесперебойно и стабильно работать. Этот законопроект о повышении надежности российского сегмента сети Интернет и гарантированной устойчивости его работы.
Комитетом подготовлен текст законопроекта ко второму чтению. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизу. Комитет предлагает проголосовать за таблицы поправок и принять указанный законопроект во втором чтении и в целом. Спасибо.