На пленарном заседании Государственной Думы 14 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:
В последнее время был принят ряд эффективных мер против лесных пожаров. Но страна у нас большая, состоит не только из лесов. И два дня назад спутники зарегистрировали над дельтой Волги порядка 220 случаев возгорания. Причем, картина с каждым годом становится все хуже. Если весной 2016 года в Астраханской области был зафиксирован 271 случай возгорания сухой растительности, к апрелю 2017 года 372, весной 2018 года 483, а за две недели марта, ещё не закончившегося, 399. То есть ситуация прогрессирует. И причина не в болотном газе, не в молниях и грозе. В прошлом году было поймано 154 конкретных поджигателя, которых привлекли к административной ответственности.
Я процитирую двух наших местных начальников, чтобы ссылаться уже на позицию официальных властей, а именно замначальника астраханского МЧС и главу администрации губернатора. Замначальника местного главка МЧС Александр Меретин: "Население выжигает растительность, ветер разносит огонь, начинает гореть степь, лесопосадки, дачные дома". Глава администрации губернатора Канат Шантимиров: "Все знают места возгораний. Они из года в год практически не меняются. Мы знаем случаи, когда фермеры, чтобы не тратиться на очистку территории от сорной растительности, организовывали "случайные" природные возгорания". Понятно, что в области живет миллион человек. Понятно, что фермеров тоже немало, и абсолютное большинство людей категорически возмущено происходящим".
Но ситуация прогрессирует, из года в год становится все хуже и хуже. Буквально позавчера едва не сгорело одно из сел, расположенных по дороге Астрахань-Махачкала, Линейное.
В чем причина законодательная? Размеры штрафов достаточно небольшие, символичные. И очень часто к этой, с позволения сказать, работе привлекают детей-подростков.
Насколько это влечет за собой большие государственные издержки? Тоже приведу публичное заявление ещё одного государственного института – пресс-службы по Южному военному округу, которая сообщила, что в прошлом году привлекла 1,5 тыс. военнослужащих, два десятка единиц спецтехники и даже три самолета военно-транспортной авиации ИЛ-76, которые были оборудованы специальными выливными авиационными приборами по 42 тыс. литров каждый. Причем, сказанное верно не только по отношению к Астраханской области. То же самое на сегодня в Хакасии, на границе с Китаем. В позапрошлом году и в прошлом было не лучше полыхало в Волгоградской области. По заявлению губернатора Волгоградской области, в зоне риска было 40 населенных пунктов, ежедневно фиксировалось до 100 случаев возгорания. То есть, очевидно, что мы имеем определенную системную проблему, которая не может быть решена исключительно через действия органов исполнительной власти и надзорных структур, потому что, если бы это решалось ими, то не было бы этих проблем.
С осени прошлого года я лично и мои коллеги провели серию консультаций с МЧС России и с нашими коллегами из Совета Федерации. Есть несколько конкретных законодательных предложений, начиная с того, что, очевидно, требуется ввести само понятие "ландшафтный пожар". То есть у нас есть понятие "лесной пожар", есть понятие "пожары, которые происходят на территориях промзон, в поселениях", а понятия "ландшафтный пожар" не существует. Оно и понятно, почему страна в основном лесная (тундры, тайга), но есть еще и юг России, достаточно густонаселенный, о котором тоже не стоит забывать.
Вторая позиция. Очевидно, требуется по отношению к землепользователям, в случае, если нарушаются правила пожарной безопасности, происходят реальные поджоги, принятие тех мер, которые 6-я статья закона об обороте земель сельхозназначения распространяет на случаи снижения плодородия почв. Проще говоря, это изъятие земельных участков, если из года в год горит одно и то же, и не выполняются нормы пожарной безопасности и предписания пожарных служб.
Очевидно, что требуется во втором шаге коррекция норм Кодекса об административных правонарушениях. И я бы еще, наверное, озвучил идею, которую каждый депутат-одномандатник и подавляющее большинство списочников от регионов прекрасно поймут. Нужно дать возможность зачисления соответствующих штрафных санкций в бюджеты поселений, в бюджеты местного самоуправления.
Я сегодня просил бы, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), рассмотреть возможность принятия протокольного поручения в адрес Комитета коллеги Николаева (председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "Единая Россия" – Прим. ред.) с тем, чтобы провести рабочее совещание с участием федеральных органов исполнительной власти лишь с тем, чтобы мы могли выйти на предметный пласт наших законодательных предложений в этой сфере. Спасибо.