В Государственную Думу внесены поправки к законопроекту № 575472-7, радикально ужесточающие ответственность для водителей, уехавших с места ДТП со смертельным исходом либо инвалидностью, совершивших наезд на людей в состоянии опьянения, либо лишенных права управления транспортным средством. Поправки прокомментировал их автор, первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и Регламенту, заместитель руководителя фракции "СР" Олег Нилов:
Неделю назад страна была потрясена очередным чудовищным ДТП. Виновник – очередной отморозок, который сел за руль своего внедорожника в состоянии одновременно алкогольного и наркотического опьянения, полностью потерял над собой контроль и врезался в пешеходов на Невском проспекте в Петербурге. Двое прохожих погибли на месте, трое получили тяжелые травмы. На его счету, как потом выяснилось, более 50 нарушений ПДД. Мало того, с ноября прошлого года он был лишен на 18 месяцев прав за езду в нетрезвом виде!
Теперь общество будет гадать: что же ожидает виновника очередной, уже бог знает какой по счету, трагедии на российских дорогах? (Для справки: за 2018 год в России было зарегистрировано свыше 14 тысяч ДТП с участием нетрезвых водителей. В результате погибли свыше 3 800 человек, и почти 20 тысяч человек получили травмы различной степени тяжести). Неужели и этот отделается, условно говоря, легким испугом, и либо получит условный срок, либо отсидится под домашним арестом, либо пробудет какое-то время в колонии-поселении, и может быть даже выйдет по УДО?
К сожалению, действующее законодательство не дает четких ответов на эти вопросы. Правда, в начале февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий уголовную ответственность для водителей, которые скрылись с места ДТП с тяжкими последствиями. Согласно документу, если действия сбежавшего с места преступления водителя привели к гибели человека, он может быть лишен свободы на срок от двух до семи лет, а в случае гибели двух и более лиц на срок от четырех до девяти лет.
Однако, по моему мнению, в отношении тех, кто позволяет себе садиться за руль нетрезвым, эти меры нельзя считать адекватными и ведущими к торжеству справедливости и правосудия. Еще несколько лет назад я подготовил и предлагал принять ряд принципиальных поправок в уголовное законодательство, которые могли бы восстановить справедливость и заставить отвечать виновников страшных ДТП, что называется, по полной программе, соразмерно тяжести совершаемых преступлений. Теперь же я намерен настаивать на принятии этих поправок в ходе второго чтения законопроекта, касающегося "беглецов" с мест ДТП.
Когда кто-то в нетрезвом состоянии садится за руль – он уже преступник.
Когда он в подобном состоянии сбивает насмерть пешеходов или провоцирует столкновение со смертельным исходом – он совершает не причинение смерти по неосторожности, а настоящее убийство.
Соответственно, и судить его нужно по 105-й статье УК, со всеми вытекающими последствии. А последствия, понятно, связаны с резким увеличением сроков заключения – до 20 лет. Вот в этом и заключается главная моя поправка.
Другое предложение предусматривает конфискацию имущества преступников. Имеется в виду конфискация орудия убийства, т.е. автомобиля. Мы знаем, что когда убийство совершается посредством огнестрельного или холодного оружия, это оружие, после принятия судом решения, уничтожается. Так же нужно поступать и с автомобилем виновника ДТП с тяжкими последствиями. Хотя, конечно, если машина вследствие ДТП пострадала не сильно, после конфискации ее можно продать и вырученные средства дополнительно выплатить пострадавшим или родственникам погибших.
Следующая поправка предполагает лишение преступника права управлять автомобилем на срок до 20 лет. Да, мера тоже достаточно радикальная, но на мой взгляд, абсолютно оправданная. Сейчас лишить виновника смертельного ДТП водительских прав мы можем только на 1,5-3 года. Разве это справедливо? Отсидит он свои два-три года, а может и меньше, если получит УДО, выйдет на свободу и сразу вновь получит права! Нет, эту порочную практику пора прекращать, и не позволять таким преступникам садиться за руль как можно дольше. А если они садятся за руль, уже будучи лишенными права управлять автомобилем, наказание для них должно предусматривать либо штраф до 120 тысяч рублей, либо принудительные работы сроком до двух лет, либо лишение свободы сроком до одного года.
И еще одна существенная поправка. Я считаю, что без полной компенсации ущерба пострадавшим в ДТП с тяжелыми последствиями или родственникам жертв погибших условно-досрочное освобождение для осужденных должно становиться невозможным. Что имеется в виду под "полной компенсацией"?
Напомню, что по сложившейся у нас практике, суд назначает преступникам выплату компенсации родственникам погибших в размере порядка одного-двух миллионов рублей. А если, допустим, речь идет о семье с несколькими детьми, которая потеряла кормильца? Разве такой суммы будет достаточно, чтобы в течение нескольких лет, до достижения детьми совершеннолетия, растить их, кормить, одевать-обувать, воспитывать и образовывать? Поэтому, есть смысл подумать над тем, чтобы суммы компенсации со стороны осужденных семьям погибших, особенно когда речь идет о семьях с малолетними детьми, были в разы больше, чем сейчас.
Я понимаю, что опять "завоют" какие-нибудь юристы-профессора, которые будут утверждать, что все эти предложения якобы оторваны об буквы и духа наших законов и т.д. Но на мой взгляд, главное, что эти поправки не оторваны от многолетней юридической практики многих развитых стран, где виновников ДТП со смертельным исходом нередко ожидает и пожизненное заключение. Для примера хочу напомнить один нашумевший эпизод, когда пару лет назад в центре Берлина два стритрейсера, разогнавшись до скорости в 170 км в час, сбили насмерть пенсионера, за что получили пожизненный срок. Вот и нам не нужно особо церемониться с данной категорией преступников – циничных, наглых, которые от других жестоких преступников отличаются лишь тем, что орудием убийства у них становится не нож или пистолет, а автомобиль.