Александр Ремезков: мы будем добиваться принятия понятных и справедливых правил определения базы по имущественным налогам
см. также ↓Госдума на пленарном заседании 19 февраля рассмотрела проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части исключения определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости". О том, почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" добивается внесения этих изменений в налоговое законодательство, рассказал первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков:
Законопроектом, внесенным депутатами и лидером нашей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергеем Михайловичем Мироновым, предлагается отменить определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Такой порядок начал действовать в нашей стране с 2015 года, регионы поэтапно переходили к нему вплоть до прошлого года. Сложившаяся за это время правоприменительная практика показала, что для налогоплательщиков ничего хорошего из этого нововведения не вышло.
Работая в своих избирательных округах, встречаясь избирателями, мы постоянно получаем обращения о том, что пользуясь несовершенством методик, госструктуры определяют кадастровую стоимость в несколько раз выше рыночной и порой завышают ее до 70 раз.
Действующее законодательство (375 и 402 статьи Налогового Кодекса РФ) предоставляет право выбора определять налоговую базу по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц либо по кадастровой стоимости, либо исходя из среднегодовой стоимости имущества или инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.
Но по факту этим правом никто не пользуется, а принципы экономической обоснованности не соблюдаются, фактическая способность налогоплательщика к уплате налога не учитывается. Так что наши граждане и предприниматели вынуждены либо бегать по судам, устанавливая реальную стоимость своего имущества, либо платить непомерно высокие налоги, если нет времени, сил и средств вести судебные тяжбы.
По данным Росреестра, только за девять месяцев 2017 года в судах инициировано 8 404 разбирательства по величине кадастровой стоимости в отношении 15 083 объектов недвижимости. Половина исков за этот период была рассмотрена и через суд величина кадастровой стоимости снижена вдвое – с 952 до 427 млрд рублей.
При этом, как правило, действует негласная установка – снижать не более чем на четверть установленной кадастровой стоимости. То есть завысили стоимость имущества в 70 раз, а снизили на 20% "на радость" налогоплательщиков. К тому же, пока идет суд, взимаются суммы налога на имущество физических и юридических лиц, исчисленные исходя из необоснованно высокой кадастровой стоимости.
Именно для того, чтобы исключить возможность необоснованных поборов с налогоплательщиков, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предложила радикальное решение базу по налогу на имущество физических лиц определять исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов, а налоговую базу на имущество организаций – исходя из среднегодовой стоимости.
Правительство России выступило против этого законопроекта. Парламентским большинством он был отклонен.
Но наша фракция продолжит искать решение проблемы. Мы не согласны с тем, что отказ от определения суммы налога по кадастровой стоимости приведет к резкому снижению доходов субъектов РФ. Мы совсем не стремимся лишать доходных источников региональные бюджеты, которые и без того испытывают большой дефицит и долговую нагрузку. Но и наполнять казну, выворачивая карманы граждан и разоряя бизнес, тоже никуда не годится.
Очевидно, что в кратчайшие сроки нужно либо навести порядок в определении кадастровой стоимости, либо вернуться к расчетам налогов по инвентаризационной стоимости. Нужны объективные, понятные и справедливые правила определения налоговой базы по имущественным налогам. И мы будем добиваться принятия таких правил.