7 февраля Государственная Дума отклонила в первом чтении законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 554243-7 "О стратегических (системообразующих) организациях российской экономики и их дочерних организациях". С докладом и заключительным словом выступил Валерий Гартунг. От фракции выступил Олег Нилов.
Доклад Валерия Гартунга:
Мы нашим законопроектом предлагаем сделать так, чтобы стратегические предприятия в обязательном порядке находились в российской юрисдикции.
Актуальность этого закона возросла в связи с тем, что в отношении Российской Федерации и отдельных предприятий Российской Федерации вводятся санкции. Вы, наверное, все знаете, какие последствия эти санкции несут для некоторых наших компаний, в том числе и компании "Русал".
И для того чтобы наши стратегические компании не попадали в такие ситуации, во-первых, мы предлагаем всё-таки законодательно закрепить это требование. А во-вторых, безусловно, когда стратегические компании находятся под иностранным контролем, это, мягко говоря, наносит ущерб безопасности Российской Федерации, суверенитету Российской Федерации. И особенно в тех ситуациях, когда наши западные партнеры используют все возможности для экономического давления на Российскую Федерацию, мы видим на примере Венесуэлы, как это происходит, не надо далеко ходить, вот, пожалуйста, прямо у нас на глазах происходит.
Поэтому хочу сказать, что если мы хотим защитить экономику Российской Федерации, то надо поддержать наш законопроект.
Выступление от фракции Олега Нилова:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Очень серьезный вопрос, и я хочу все-таки немножко поконкретнее развернуть наши предложения. Речь идет о стратегических предприятиях с многомиллиардными оборотами, с многотысячными коллективами, речь идет о тех оборонных заказах, которые размещаются на этих предприятиях. Это одно из условий, которое прописано в законопроекте, что более 50% заказов, если оборонный, то это является принципом определения... Должно ли быть это предприятие в обязательном порядке в российской юрисдикции? Мы считаем, что должно.
Те, кто не поддерживают, получается соглашаются, что, если 50% оборонного заказа предприятие получает, а оно может быть и не в российской юрисдикции. Это как такое, уважаемые коллеги? То же самое, что с господдержкой.
Мы считаем, что если такое мощное предприятие получает государственную поддержку, то как оно может быть не в российской юрисдикции? Поэтому, уважаемые коллеги, давайте здесь принимать те решения, которые нас заставляет жизнь и наши многочисленные партнёры, доброжелатели, о чём говорил Валерий Карлович. Уважаемые коллеги, я считаю, что не голосовать за этот закон, значит соглашаться с тем, что это будет не наша юрисдикция и наши деньги и наши оборонные заказы будут абсолютно доступны так называемым партнёрам. Спасибо.
Заключительное слово Валерия Гартунга:
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, очень странные тезисы звучали сегодня. Хотелось бы на них остановиться.
Во-первых, Николай Петрович Николаев (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) высказался, что тут новые термины введены, надо оперировать и действующими. Напоминаю, что перечень стратегических предприятий, перечень критериев по отнесению той или иной организации к стратегическим предприятиям установлен был Правительством Российской Федерации в 2009 году. И критерии оценки взяты оттуда, один в один. Если вам интересно, поднимите постановление, и вы увидите в 2009 году, когда, вы помните, случился экономический кризис, и действительно нашим многим стратегическим предприятиям нужна была господдержка, тогда Правительство разработало критерии федеральных и региональных стратегических компаний, которые могут претендовать на меры господдержки. Чтобы не сочинять, не изобретать колесо, авторы законопроекта взяли этот перечень. Если к нему есть замечания, а мы согласны, к нему могут быть замечания, его можно пересмотреть, но это процедура второго чтения. Это первое замечание.
Второе. Кроме возврата в российскую юрисдикцию стратегических предприятий, что является, я считаю, ключевым условием нашего суверенитета, мы также преследуем цель деофшоризации российской экономики.
Вы же предлагаете следовать тому пути, по которому нас ведет Правительство Российской Федерации. Из иностранного офшора во внутрироссийский офшор. Что это даст российской экономике? Я понимаю, что собственникам этих компаний это даст. А российской экономике-то что даст? Зачем нам компания, которая ни там не платит налоги, ни здесь не платит. Что она даст российской экономике, вы мне скажите. И вы мне предлагаете идти по этому пути? Нам с вами не по пути. И я думаю, что большинству граждан Российской Федерации с вами тоже не по пути.
Поэтому мы и предложили альтернативный вариант. Вы говорите: нужны какие-то механизмы перевода. Да, конечно, когда из одного офшора в другой перетащить, Правительство Российской Федерации очень внимательно это прописало. Никто не мешает. Включите одну строчку в этот закон, никаких сложностей нет, что процедура перевода из иностранной юрисдикции в российскую определяется положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. У нас такие положения через один закон прописываются. Никаких вопросов нет. Это процедура второго чтения.
Процедура первого чтения. Вы принципиально за то, чтобы стратегические предприятия были в российской юрисдикции или нет? Это не лозунг. Это, вообще-то, основная идея этого закона. И это процедура первого чтения. Поэтому мы вам и предлагаем поддержать эту идею. Она изложена в законе. А механизм прописать никаких проблем нет.
А если вы этого не хотите делать, если вы готовы вытаскивать из-за рубежа, из офшоров российские компании и опять их втаскивать в российские офшоры, то ещё раз хочу сказать, что это не государственная политика. Эта политика, может быть, и государственная, но в интересах какого государства – это ещё большой вопрос.
Поэтому, коллеги, ничего придумывать не надо, поддержите наш проект закона, и я вас уверяю, ситуация в российской экономике начнет меняться. Спасибо.