Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олег Нилов направил письмо на имя Министра здравоохранения Вероники Скворцовой с просьбой высказать официальную позицию по поводу резонансной законодательной инициативы, легализующей рекламу пива во время спортивных трансляций на ТВ, которую Госдума приняла в первом чтении на прошлой неделе.
"Кто как не Минздрав обязан в этой ситуации бить во все колокола и выразить однозначный протест в связи с этим, я бы сказал, антинародным решением? Ведь по сути, на фоне вполне ощутимых успехов в борьбе с алкоголизацией общества, с его вредными привычками, нам предлагается пойти на попятную, сделать два-три, а то и больше шагов назад! Такую новацию могли выдвинуть только беспринципные дельцы, которым перспективы личного обогащения затмевают все остальное, в том числе вопросы о морали, о судьбе их собственной страны, их сограждан. Ну как же! Люди стали меньше пить, молодежь потихоньку перестает "бегать за "Клинским", у нее входят в моду не пивные посиделки во дворах и скверах, а посещение спорткомплексов, путешествия, походы в кино, театры, активный отдых на природе. А это бьет по карману пивных магнатов, делает их продукцию, в большинстве своем, кстати, сомнительную и низкокачественную, все менее востребованной", пояснил парламентарий.
В своем письме на имя главы Минздрава особое внимание депутат обращает на тот факт, что продавливаемый пивным лобби законопроект вступает в прямое противоречие с положениями указа Президента от 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Во многом эти цели и задачи направлены на распространение среди россиян здорового образа жизни, на развитие системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая отказ от вредных привычек. А принятый в первом чтении законопроект фактически ставит все эти посылы под сомнение, по-своему дискредитируя идеи и ЗОЖ, и заботы государства и общества о здоровье нации, и развития массового спорта.
"Я вообще считаю, что принятием такого закона, написанного исключительно в интересах пивного бизнеса и пивного лобби, мы можем даже, грубо говоря, подставить Президента, который провозглашает задачу сбережения и приумножения российской нации в качестве ключевой для страны. Все, что предпринимается Путиным для развития российского спорта, для проведения у нас чемпионатов, олимпиад, все это делается ради здоровья нации, ради продолжения жизни в нашей стране. А теперь, получается, легким движением "загребущей" руки ненасытного пивного бизнеса и его лоббистов все это перечеркивают, цинично и нагло поворачивают вспять всю антиалкогольную кампанию в стране! Меня очень беспокоит, что это может еще больше обрушить и без того низкие рейтинги доверия к власти: к депутатскому корпусу, к Правительству, к Президенту", отметил Олег Нилов.
10 января на его имя пришел ответ из Минздрава за подписью замминистра Олега Салагая, где четко указаны причины, по которым скандальный законопроект не может быть поддержан. Среди них названо и то обстоятельство, что реклама пива может сформировать в обществе толерантное отношение к потреблению алкоголя в целом. В письме замминистра также отмечается, что любые меры, способствующие повышению потребления алкоголя, в том числе его реклама, не соотносятся с принципами государственной антиалкогольной политики.
В этот же день, 10 января, Госдума отложила на неделю рассмотрение законопроекта во втором чтении.
"Безусловно, решение приостановить дальнейшее рассмотрение законопроекта не может не радовать. Только невольно возникает вопрос: почему то же думское большинство "задумалось" только после появления официального письменного ответа Минздрава? Ведь позиция этого ведомства, которое давно и последовательно борется с алкоголизацией страны, была и так понятна и по определению не могла быть иной! И почему единороссам сразу не пришло в голову, что законопроект, написанный в интересах пивного лобби, очевидно противоречит целям и задачам, обозначенным в "майском" указе Президента?" задал парламентарий риторический вопрос.
В ходе острейшей дискуссии вокруг законопроекта серьезный акцент его противники сделали на недопустимости попыток оправдывать рекламу пива поддержкой российского спорта, в частности, профессиональных футбольных клубов. Как отмечает Олег Нилов, футбольные клубы страны и так не обделены сегодня разнообразным спонсорским вниманием, в том числе со стороны определенных олигархических структур.
"В старые добрые советские времена наши футболисты вообще не имели никакой спонсорской поддержки, жили очень скромно, получая весьма небольшие зарплаты. Зато уровень мастерства игроков был тогда на несоизмеримо большей высоте. Поэтому, если кто-то считает, что сегодняшним "мамаевым" и "кокориным" не хватает средств на гуляния в европейских ночных клубах с фонтанами из шампанского, пускай мобилизует их фанатов, чтобы те дополнительно сбросились на красивую жизнь своих кумиров. А к поддержке спорта в России в идеале должна быть привязана только одна реклама: социальная. Это реклама и массовая пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, отказа от вредных привычек, спортивного туризма и т.д. А реклама пива должна "красоваться" исключительно в пивных барах и в обособленных, специализированных магазинах, торгующих алкоголем. На всем остальном пространстве нашей общественной жизни такой рекламе не место", уверен Олег Нилов.