О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Шеин и Валерий Гартунг об изменении порядка индексации страховых пенсий

09 января 2019

 см. также ↓

9 января Государственная Дума отклонила альтернативные проекты федеральных законов № 294971-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (об изменении порядка индексации страховых пенсий), № 340074-7 "О признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (об изменении порядка индексации страховых пенсий) и № 362896-7 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и порядке увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность" (об изменении порядка индексации страховых пенсий). По законодательной инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступили Олег Шеин и Валерий Гартунг.

Доклад Олега Шеина:

– У нас к государственным приоритетам текущего сезона, в том числе сегодня это прозвучало во вступительном слове спикера парламента, отнесена борьба с бедностью. Но чтобы бороться с бедностью, надо тратить деньги, потому что, не тратя денег, бедность преодолеть совершенно невозможно. И как минимум необходимо вернуть людям то, что было у них изъято за последние несколько лет.

Если мы вернемся к ситуации с пенсиями, я напомню, что в свое время была проведена недоиндексация пенсии по неработающим пенсионерам в условиях, когда в 2015 году инфляция составила 12,9%, пенсия была проиндексирована по итогам года всего на 4%, а по категории работающих пенсионеров пенсия не индексируется в принципе, и она сохраняется на том уровне, на котором она застыла в рамках законов, принятых в свое время Правительством и "Единой Россией".

Результатом произошедшего является поэтапное снижение уровня жизни пенсионеров в Российской Федерации в течение последних нескольких лет. Если в 2012 году пенсионер в среднем мог купить 1,76 потребительской корзины, то на текущий период – 1,6. Причем пенсионер пенсионеру рознь, есть и пенсионеры из числа бывших работников различного рода силовых ведомств, есть пенсионеры из числа госслужащих, и есть пенсионеры из числа рабочего класса, которые, понятно, имеют гораздо более низкий уровень доходов, у которых нет особых правил по начислению их пенсионных выплат.

И как раз эта категория пенсионеров только на еду тратит порядка 48% всех своих доходов, между тем как современные российские и зарубежные методики предполагают, что если человек тратит более 30% своих доходов на еду, то его надо относить не к категории бедных, а к категории нищих, и, соответственно, надо переформулировать в этом случае государственные приоритеты от борьбы с бедностью на борьбу с нищетой в Российской Федерации.

Законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" достаточно простой.

Мы предлагаем: а) доиндексировать пенсию по неработающим пенсионерам в рамках тех параметров, которые не были учтены в 2015 году, когда, повторю ещё раз, вместо 12% индексации была проведена индексация на 4%; и б) провести индексацию по работающим категориям.

Кстати, хочу отметить то обстоятельство, что по работающим пенсионерам не проводится индексация, влечёт за собой прямые убытки для местных, для субъектовых бюджетов, а также для внебюджетных фондов Российской Федерации. И если мы доверимся (а отчего бы не довериться, у нас же государство так поступает) официальной средней статистике о средней заработной плате в стране в 40 тысяч рублей, и если мы доверимся официальной, опять же, статистике о том, что вместо 15 млн работающих пенсионеров нынче официально трудятся только 9,5 млн человек, то есть 5,5 миллиона человек ушли в неофициальный сегмент, в теневую экономику, то мы увидим, что выпадающие доходы всей бюджетной системы за эти годы составили порядка 1,5 трлн руб. за счёт того, что люди ушли в теневой сегмент, и, соответственно, не выплачивается ни подоходный налог, ни отчисления в Пенсионный фонд, ни отчисления в Фонд социального страхования, ни отчисления в Фонд медицинского страхования.

Даже если проведём коррекцию по параметрам, которые предусматривают опять же официальные социологические, что пенсионер в России, в отличие от зарубежного пенсионера, в среднем получает заработную плату на 20% ниже, чем средняя по стране, то в этом случае размер выпадающих доходов составит 1,2 трлн. То есть мы имеем по итогам всех этих решений о недоиндексации: а) обнищание людей; б) стигматизацию рынка, когда рынок уходит в тень, и, соответственно, бюджет в результате недополучает доходы в размере более чем одного процентного пункта от валового национального продукта.

Законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" дорогой, и стоимость его мы оцениваем примерно в 950 млрд руб., но он не дороже, чем те деньги, которые в этом зале раздаются корпорациям. Я напомню, что только в этом году в рамках федерального бюджета предполагается предоставление налоговых льгот российскому капиталу на сумму, составляющую порядка 13 трлн руб. Эта цифра возрастает из года в год гораздо быстрее, чем темпы роста ВВП в Российской Федерации, и сумма налоговых льгот, которые предоставляются корпорациям, в 15 раз превышает те параметры, которые необходимы для того, чтобы могла быть проведена полноценная индексация пенсий в Российской Федерации.

Кроме налоговых льгот, я напомню также историю с регрессивной шкалой страховых взносов, когда люди, получающие свыше 80 тыс. рублей в месяц, платят в Пенсионный фонд в два раза меньше, чем люди, которые получают заработную плату в размере 15, 20, 25 тыс. руб. и менее того.

Я напомню также историю с выводом рынка труда из тени и о том, что законопроекты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" направлены на отсечение от налоговых льгот и от госзаказов, от муниципальных заказов компаний, которые используют неофициальную занятость. Они получили отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, вследствие чего Пенсионный фонд по-прежнему недополучает 2,5 трлн руб. в год за счёт большого рынка неофициальной занятости в нашей стране, поэтому, строго говоря, законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – это законопроект о реальном преодолении бедности в нашей стране.

Наверное, сказал немножко с преувеличением. Конечно, от того, что пенсия будет проиндексирована, бедность не будет преодолена, но это как минимум сформирует стартовую площадку, которая у нас была четыре года назад, когда ВВП страны был на четверть меньше, когда люди тоже получали, наверное, не очень хорошие, не очень высокие доходы, но когда они и не были отброшены в нищету, как это произошло за последние несколько лет. Спасибо.

Выступление Валерия Гартунга:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Наша фракция будет голосовать за все три предложенные законопроекты. Ну, они, в общем-то, отличаются, и я по ним пройдусь.

Первый законопроект говорит о том, что нужно отменить временную заморозку нормы закона, по которой должна производиться индексация пенсии работающим пенсионерам. Третий законопроект говорит о том же самом, только с одним замечанием, что он внесен был позже, и предлагается ввести его в действие на полгода позже. Второй законопроект, внесенный "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", говорит о том же, что нужно проиндексировать пенсии работающим пенсионерам точно так же, как и всем остальным, и отменить норму, замораживающую индексацию пенсий работающим пенсионерам. При этом мы предлагаем вернуть не только работающим пенсионерам, но и всем неработающим пенсионерам недоплаченную индексацию пенсии за этот период. Вот чем отличаются все три законопроекта.

Да, безусловно, наш законопроект больше всего тянет обязательства государства перед пенсионерами. Но что это за обязательства? Это возврат денег, изъятых у пенсионеров государством. В этой ложе Силуанов (Министр финансов Российской Федерации – Прим. ред.) говорил нам о том, что сейчас у нас тяжелая экономическая ситуация, у нас нет денег для того, чтобы индексировать пенсию всем. И стоит вопрос о том, платить работающим пенсионерам пенсию или не платить. Но он сказал также в этом же зале под стенограмму, что осенью мы вернемся к этому вопросу. Если будут дополнительные деньги, мы проиндексируем пенсию. Мы вернулись осенью к вопросу о бюджете и действительно оказались дополнительные доходы, но пенсии почему-то не проиндексировали в полном объеме.

Вообще не состоятелен довод о том, что вот мы, дескать, пять тысяч единовременную выплату сделали и таким образом доиндексацию провели. Коллеги, вы что, не умеете считать? Не доиндексация пенсии в 2016 году составила 8,9%. Берем не самую большую, а среднюю пенсию по стране – 13 тыс. руб. 8,9% от 13 тыс. – это примерно 1,1 тыс. руб. в месяц, за год набегает 13 тыс. руб., а вы вернули только пять тыс. О чем вы говорите? Даже если взять самую минимальную пенсию, которую мы выплачиваем, пять тыс. все равно не покрывают потерю, индексацию даже для людей, у которых минимальная пенсия. То есть вы даже самым низкообеспеченным слоям населения не вернули то, что у них отняли.

А теперь вы говорите: мы не можем принимать безответственные решения. Я считаю, что безответственное решение – обирать самых обездоленных граждан, имея триллионы рублей дополнительных доходов бюджета. Вы забыли, с каким профицитом мы закончили прошлый год. Почти три трлн руб. Нефтегазовый сектор посмотрите. Через месяц, два будут отчеты государственных компаний. Минимум шесть трлн руб. они прибыли заработают, не говоря уже обо всех остальных. И вы нам рассказываете, что нет денег в стране. Я не говорю о повышении пенсии, я говорю: верните то, что отняли у пенсионеров за эти три года.

Вы нам сейчас говорите: это безответственная политика. Подождите, на создание внутренних офшоров у вас есть деньги, отдать триллионы рублей государственным корпорациям у вас есть деньги. Выкинуть 1,5 трлн руб. на санацию трех частных банков, не спросив собственников, где, куда деньги эти делись, у вас есть деньги, а пенсионерам вы денег не находите.

Коллеги, что же это такое получается? Тем, кто у нас ворочает триллионами рублей, мы ещё триллионы добавляем. А те, кто копейки считает от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии, мы не можем им вернуть, ещё раз подчеркиваю, то, что у них отняли. Мы сейчас говорим о том: верните то, что отняли, причём вы обещали, Правительство это обещало.

Следующий аргумент.

Вы нам говорите: мы обращаемся к Правительству, к Президенту, дескать, давайте вернёмся к этому вопросу.

Коллеги, а мы-то для чего здесь в этом зале? Вообще-то мы с вами законы принимаем, мы голосуем в этом зале. Кто мешает сейчас принять решение и принять любой из этих трёх законов, а на его основе доработать потом законодательство? Конечно, лучше взять за основу наш, потому что он в полном объёме возвращает всё, что было отнято у пенсионеров. Мало того, деньги на это есть в бюджете. Я уже сказал про бюджет прошлого года, три трлн. Бюджет этого года свёрстан с профицитом в два трлн руб.

Коллеги, самый дорогой закон из этих трёх – наш закон, он предполагает до одного трлн руб. в год вернуть пенсионерам, потому что мы возвращаем всё, что у них отнимали. Но даже затраты на его финансирование в два раза меньше, чем дополнительные доходы бюджета в этом году.

А если бы вы ещё приняли наши законопроекты, которые внесены в Государственную Думу, где мы предложили не поднимать НДС на 2%, а отменить возврат НДС экспортёрам сырья, – это ещё два трлн руб. в год. Вот вам, пожалуйста, ещё предложения. О чём мы говорим?

Вы с этой трибуны говорите: мы ответственные политики. Какие же вы ответственные политики? Перед кем ответственные? Перед госкорпорациями, перед миллиардерами из списка Forbes или всё-таки перед пенсионерами, которые нас с вами и выбирают каждый год? Подумайте об этом.

Мы предлагаем принять, проголосовать за все три закона. Конечно же, ещё раз хочу сказать, что наш самый актуальный, потому что мы в полном объёме вернём всё то, что отняли у пенсионеров, мало того, мы выполним обещание, данное в этом зале, что будут деньги, мы к этому вопросу вернёмся. И, естественно, мы считаем, что мы должны проводить ответственную политику. Если у страны есть деньги, то помогать нужно самым бедным.

Прошу поддержать наш законопроект.

Спасибо.

Заключительное слово Олега Шеина:

– Коллега Гартунг развернуто и полноценно аргументировал нашу позицию. Единственное, хотелось бы сказать о нескольких вещах.

Первое, по поводу ответственности. Ответственность проистекает в своем корне от термина "ответ" – ответ на тот вопрос, который существует. И стало быть, если мы говорим об ответственной политике государства, то государство должно отвечать на те вопросы, которые задает ему общество, а не на что-нибудь ещё. Это первое.

Второе. Что касается наличия, либо отсутствия денег в бюджете. Вопрос не бюджета, вопрос в том, есть ли деньги в национальной экономике. Деньги в национальной экономике есть и, кстати, яркой иллюстрацией и подтверждением тому является снижение государственных расходов по отношению к ВВП за последние восемь лет. Если в 2010 году государственные расходы к национальной экономике, то есть к капиталу, к бизнесу были порядка 22–23%, то на год текущий – 18%, это минус пять трлн руб. в год государственных расходов, то есть экономика растёт, а государственные расходы стагнируют.

Куда уходят эти деньги? Ответ предельно простой. Эти деньги уходят на поддержку российского крупного капитала либо на создание внутренних офшоров, чего вообще в мире нет нигде, кроме Российской Федерации, чтобы помогать крупному бизнесу убегать от налогообложения. Либо на прямые налоговые льготы для компаний, я напомню, есть компании, которые целиком освобождены от налогообложения до 2095 года в Российской Федерации, за любыми горизонтами планирования эти сроки обозначены.

Но оборотной стороной такой безответственной политики и Правительства, и "Единой России" является, конечно же, снижение уровня жизни пенсионеров. И "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" говорит о том, чтобы просто вернуть отнятое и вернуть те деньги, которые люди получали еще четыре года назад. Повторю ещё раз, уровень жизни пенсионеров сократился в реальном исчислении примерно на 7-8% даже по той статистике, которая у нас используется Росстатом Российской Федерации.

Поэтому мы, естественно, будем голосовать, как фракция, за все три законопроекта, которые представлены в данном зале, и это единственный путь к тому, чтобы бороться с нищетой в Российской Федерации и за перераспределение капитала бизнеса через увеличение налогообложения на этот бизнес в пользу реально работающих людей, в том числе и тех, которые работать по своему возрасту и состоянию здоровья уже не могут. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International