13 декабря Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 481004-7 "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Олег Нилов и Олег Шеин.
Олег Нилов:
Уважаемые коллеги, архиважный закон, жаль, что на него не так много времени. Надеюсь, во втором чтении мы будем подробнее обсуждать все его нюансы.
Я, конечно, считаю, что необходимы широчайшие слушания не только в рабочей группе, нужно собирать со всей России всех заинтересованных людей, которые работают в этой важнейшей отрасли.
Я хочу, чтобы отношение, коллеги, было не как к обычному бизнесу, это стратегическое направление, архиважное, и уже Вячеслав Иванович (Лысаков, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) сказал, что это почти общественный транспорт. И отношение должно быть со стороны государства и власти соответствующее.
Где гарантия в этом законе самого главного критерия, да, нужен он, полезен или нет? Гарантий того, что тарифы не будут повышены, я не вижу, не слышу.
Да, важно безопасность повысить, удобство, комфорт и так далее, но при условии неповышения тарифов, уважаемые коллеги.
Для того, чтобы эти гарантии появились, должны быть льготы. А я не вижу здесь льготного налогообложения, возможности кредитования льготного, для того, чтобы в лизинг приобретать новые автомобили, этого здесь нет. И без этого, я считаю, закон будет опять иметь массу вопросов. Конечно, много здесь положительного, но гарантий неповышения тарифов нет.
Посему я считаю, что пока мы будем ждать второго и третьего чтения, и там определимся, во всяком случае, как за него голосовать. Сегодня будет, скорее всего, свободное голосование во фракции. Я не буду голосовать за этот вариант закона. Спасибо.
Олег Шеин:
Другая точка зрения изнутри фракции. Я как раз поддержу данный законопроект. На самом деле это отрасль, которая требует регулирования, и ряд вещей здесь совершенно правильно прозвучали о том, чтобы компании не бедные, достаточно серьёзные компании, которые ведут данный бизнес, имели бы взаиморасчёты на территории Российской Федерации, здесь были бы зарегистрированы и платили бы здесь налоги.
И очень правильный ответ в части, касающейся переработки водителями, потому что мы хорошо знаем ситуацию, при которой компании перехватывают заказчиков, распределяют их и оставляют себе потом до 30% от стоимости заказа, повлекла за собой существенное в ряде городов снижение стоимости проезда на такси для пассажиров. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, когда в моей родной Астрахани раньше за перемещение из точки в точку нужно было платить 150 рублей, а теперь за такое же расстояние 80, мы хорошо понимаем, насколько упали доходы людей, которые занимаются перевозками.
Ряд элементов, связанных и с допуском неквалифицированных водителей, не имеющих стажа и опыта, и с допуском водителей, имеющих большой опыт дорожно-транспортных происшествий, и водителей, которые не имеют российского гражданства – это реально обрушивает цены на рынке труда и является, конечно, проблемой, в том числе безопасности.
Но здесь ещё очень важно целеполагание данного закона. Мне немножко резанули слух ответы о том, что мы должны рассматривать данную отрасль как категорию самозанятых в призме уплаты налогов. Да, конечно, такая цель где-то должна у нас тоже ставиться. Но не сегодня и не сейчас, потому что не эти люди являются реципиентами бюджетной системы, у них и так доходы крайне низкие. А вот действительно отрегулировать работу компаний, которые на рынке хорошо зарабатывают и обеспечить в том числе, кстати, налоговое администрирование по ним это очевидно то, что в рамках решения могло бы быть принято.
Отдельно хочу сказать, что сроки вступления закона в силу, очевидно, требуют коррекции, они получаются там крайне стремительные: с момента подписания по отдельным пунктам в течение 90 дней.
К примеру, ни для кого не секрет, что по соседним территориям таксоперевозки могут быть между регионами. И в законе сказано о том, что такие перевозки возможны только, если есть соглашение между губернаторами. Но мы хорошо понимаем, что региональные институты не столь подвижны.
И в результате мы просто рискуем делегализовать данный рынок на некоторое время. Поэтому темпы вступления закона в силу, очевидно, требуют пересмотра в контексте больше консервативности.
И последнее. Я с большим удовольствием вступлю в состав той рабочей группы, которая здесь была анонсирована, но в моем понимании к этой работе должны быть привлечены представители и сообщества, я имею в виду здесь не только бизнес, который скажет, что они здесь кровно заинтересованы, лучше всех разбираются, но в том числе и профессиональное сообщество тех же самых "синих ведерок", которые очень глубоко погружены в данный дискурс. Спасибо.