Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков прокомментировал принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений":
Этим законопроектом предлагается внести изменения в 32-ю статью Бюджетного кодекса РФ, а также дополнить кодекс двумя новыми статьями. Уточняются подходы к предоставлению межбюджетных трансфертов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Вводится понятие единой субвенции бюджетам субъектов из федерального бюджета и местным бюджетам из регионального, предусматривается предоставление новых форм межбюджетных трансфертов так называемых горизонтальных субсидий.
В законопроекте есть положения, которыми определяется порядок предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, уточняются полномочия субъектов РФ, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением по установлению единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Но ничего принципиально нового в этом законопроекте нет. Предлагаемые изменения в законодательстве формируются Минфином Российской Федерации с 2016 года, а некоторые из них уже включены в отдельные законодательные акты. Суть в том, что сейчас все эти изменения вводятся в Бюджетный кодекс – в финансовую конституцию.
В БК РФ прописываются обновленные правила игры на всех уровнях бюджетной системы, которые начнут действовать с 2019 года. В результате нашим регионам и муниципалитетам станет немного проще вести работу по формированию и исполнению бюджетов. Именно по этой причине "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержала, по существу, технический законопроект, внесенный Правительством РФ.
Однако у нас есть ряд серьезных замечаний по тексту законопроекта. Нормы законопроекта предлагается ввести в действие со дня его официального опубликования и применить их, начиная с составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 2019-2021 годы.
Но сделать это сегодня попросту невозможно бюджеты на 2019 год уже приняты практически на всех уровнях бюджетной системы. Так что нужно менять срок вступления в силу обновленных положений БК РФ.
Непонятна ситуация с бюджетными субсидиями. Согласно положениям законопроекта при распределении субсидий региональным бюджетам для федерального бюджета допускается утверждение нераспределенного объема в размере 5% на первый год планового периода и не более 10% на второй год планового периода. Но аналогичная норма не вводится для бюджетов субъектов по отношению к местным бюджетам.
При таких половинчатых решениях система, введения которой мы давно добивались, не будет эффективно работать.
А самое главное, предлагаемые правительственным законопроектом изменения и близко не подходят к решению одной из важнейших проблем сбалансированности региональных бюджетов.
Эта проблема с каждым годом становится острее в связи с передачей бюджетам субъектов федеральных полномочий без источников их финансирования. На 1 января 2017 года Российской Федерацией передано регионам 113 таких полномочий в 17 сферах деятельности, а с 2019 года существенно изменяется роль регионов в реализации национальных проектов. Очевидно, что уже сегодня нужно создавать принципиально новую законодательную базу для совершенствования межбюджетных отношений, формировать условия для успешного выполнения нацпроектов в регионах. И лучше всего это делать сразу через изменения в Бюджетном кодексе, а не через точечную настройку отдельных законодательных актов.
Но ничего подобного федеральное Правительство не предлагает ни в этом, ни в каких-либо других внесенных в парламент законопроектах.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" разработала ряд инициатив по совершенствованию межбюджетных отношений и готова к работе по созданию законодательных механизмов реализации национальных проектов.