Александр Ремезков об освобождении от вывозных пошлин топлива и смазочных материалов для судов и буровых установок
см. также ↓Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков прокомментировал принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе":
Речь идет об освобождении от вывозных таможенных пошлин топлива, масел и смазочных материалов, которые используются на судах и буровых установках, ведущих геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на континентальном шельфе или в российском секторе дна Каспийского моря. В этот список также входят суда снабжения и аварийно-спасательные суда, которые обеспечивают такую деятельность в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе России.
В целом, на наш взгляд, это разумное и справедливое решение, которое может стимулировать освоение шельфа российскими недропользователями. Но положения законопроекта, которым нам предлагают оформить такое решение, вызывают много вопросов.
Очевидно, что действующая система налогообложения, сформированная еще в начале нулевых, не учитывает уровень расходов на добычу углеводородов, не стимулирует капитальные вложения в геологоразведочные работы и не способствует привлечению инвестиций в отрасль.
Безусловно, ситуация, при которой поставки топлива из российских портов для заправки судов, работающих на российском же шельфе, облагаются экспортной пошлиной, просто абсурдна. А если учесть, что при бурении на шельфе треть затрат приходится на вспомогательные, аварийно-спасательные суда и суда обеспечения, включая затраты на топливо и ГСМ, речь идет о существенных издержках российских нефтедобывающих компаний, которые и так работают в условиях снижения мировых цен на энергоресурсы.
Конечно, такое положение дел нужно менять. Вопрос лишь в том, какие законодательные механизмы будут по-настоящему действенными. Снижение административных издержек на таможенное декларирование топлива позволит повысить рентабельность нефтедобычи на шельфе, привлечь новых партнеров. Но при этом выпадает часть доходов федерального бюджета и создаются лазейки для беспошлинного экспорта нефтепродуктов. Одного лишь условия представления при таможенном декларировании обязательства о целевом использовании вывозимых товаров недостаточно, чтобы закрыть подобные пробелы. На наш взгляд, законопроект требует серьезной доработки.
Необходимо создать такие условия, при которых таможенные и налоговые льготы для компаний, работающих на шельфе, будут стимулировать рост добычи и прибыли, а значит, и налоговых поступлений в бюджет. Мы готовы включиться в эту работу. Это тем более важно, что по прогнозам экспертов объемы материковой добычи нефти в России на период 2015-2030 гг. снизятся на 19,7%. А прогнозные годовые налоговые поступления в консолидированный бюджет, например, по месторождениям Югры снизятся в 2030 г. по сравнению с 2015 г. на 20,5%.