На пленарном заседании Государственной Думы 6 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Ионин:
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Только слепой, наверное, не видит и не слышит, что страна сегодня гудит в преддверии так называемой мусорной реформы.
Мы все работаем с регионами и должны осознавать, что может произойти в январе, если сегодня не принять меры. Когда после новогодних праздников люди очнутся, а у них завалены дворы и улицы. А в конце января они получат квитанции и сумасшедший рост тарифов. Какие будут последствия от всего этого?
Вчера эта проблема обсуждалась здесь во время "правительственного часа" министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина. Очень много важных моментов было затронуто, но не был затронут такой момент, на котором я бы сейчас хотел остановиться.
Я напомню, когда была эта трансформация из обращения с ТБО к обращениям с ТКО, туда добавилось два пункта – это обезвреживание отходов и захоронение отходов. Так вот, если посмотреть на это обезвреживание и захоронение чисто юридически это совсем не коммунальная услуга, как нас пытается в этом убедить часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса, а банальное введение дополнительного налога, побора с населения.
Остановлюсь только на двух пунктах. Любая коммунальная услуга индивидуальна и предоставляется конкретному собственнику или группе собственников, соответственно, и некачественное предоставление коммунальной услуги также затрагивает собственника или группу собственников.
Здесь же мы можем посмотреть на примере электричества, воды, аналогию провести – это тоже коммунальная услуга. Обезвреживание и захоронение же влияет на окружающую среду, то есть, по сути, на всё общество.
Так почему тогда мы говорим о том, что это коммунальная услуга? Давайте вспомним статью 42 Конституции Российской Федерации, где прямо говорится о праве на благоприятную окружающую среду, таким образом, мы признаёмся, что, по сути, эти деньги берутся с людей за реализацию конституционного полномочия государства.
Второй момент. Никак не проконтролировать качество этих двух услуг: обезвреживание и захоронение, да? То есть обычно понятно, если потребитель получает некачественную услугу, он может потребовать перерасчёта и, соответственно, соразмерного уменьшения платы за коммунальную услугу.
Каким образом можно потребовать перерасчёта или уменьшения платы за такие коммунальные услуги, как обезвреживание и захоронение отходов? Вывод: это просто очередной обязательный платёж в целях выполнения государственных полномочий.
Но я напомню, что ст. 8 Налогового кодекса прямо называет такие платежи налогами, а ст. 3 Налогового кодекса говорит о том, что не могут вводиться налоги, не учтённые в Налоговом кодексе.
Коллеги, это очень важный юридический момент. По сути, на сегодня, нельзя брать плату с людей за ТКО именно по озвученным мной причинам.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" призывает все конструктивные политические и общественные силы объединиться и рассмотреть возможность судебных разбирательств по этому поводу.
Как мы, наконец-то, смогли объединиться, парламентская оппозиция, и вышли по судебным разбирательствам, допустим, по пенсионной реформе. Так вот мусорная реформа по своим экономическим, политическим и общественным последствиям ничем не уступает этой самой пресловутой пенсионной реформе.
Ни для кого из вас не секрет, что в эти выходные в Архангельской области прокатились массовые акции протеста. На улицы вышло до 30 тыс. человек одномоментно в нескольких городах Архангельской области. А ведь это Поморье, достаточно спокойная территория, которая никогда не отличалась буйным политическим нравом. Сегодня гудит Поморье, завтра загудит вся страна из-за этой самой мусорной реформы.
Расчёт прост. Вот у меня по Екатеринбургу сегодня тариф на вывоз мусора 1 рубль 59 копеек с квадратного метра. То есть, если брать среднюю квартиру, это 60-70 рублей. Вчера нам утвердили тариф: 150 рублей с человека двукратное повышение тарифа. Только на одного человека, если прописаны два, четырёхкратное, три – шестикратное, четыре – восьмикратное и так далее. Подождите, а где у нас те самые пресловутые ограничения роста тарифов, что мы не можем вводить дополнительные поборы, что не может быть роста выше уровня инфляции и так далее, если здесь восьмикратное возможно увеличение, а возможно и больше, смотря сколько народу прописано?
А в Красноярске местные депутаты посчитали, что их увеличение будет пятидесятикратным. Понятно, почему депутаты Красноярска обращаются в Государственную Думу с просьбой перенести сроки мусорной реформы и поменять её суть. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает такую позицию, как мы поддерживали её две недели назад. Здесь, в этом зале, мы с вами разрешили Москве и Санкт-Петербургу перенести сроки мусорной реформы на три года, до 2022 года. У Москвы и Санкт-Петербурга хватило сил признать, что сегодня эта реформа реализовываться на их территории не может.
А есть регионы, которые побежали впереди паровоза. Я уже приводил пример Республики Чувашия, где местная власть, видимо, в желании выслужиться и показать свою эффективность, сказала: мы готовы раньше начать мусорную реформу, с 1 октября 2018 года.
1 октября они начали эту мусорную реформу, через месяц они выставили квитанции, 1 ноября. А ещё через несколько дней власти Чувашии были вынуждены признать, что реформа у них провалилась, они к ней не готовы и хотят встать во всю эту очередь, которая ожидает 1 января, ожидает с трепетом.
Вчера с этой трибуны выступал аудитор Счётной палаты, который говорил, что 1 января не начнётся по всей территории Российской Федерации мусорная реформа, министр природных ресурсов Кобылкин, который говорил: есть субъекты, которые требуют переноса мусорной реформы. Сегодня об этом говорят и губернаторы субъектов Российской Федерации. Не говорят об этом только те губернаторы, которым интересно побыстрее набить карман дружественных структур, которые стали региональными операторами, потирают руки в предвкушении тех самых сладких тарифов, которые для них утвердили, и делать они, поверьте, ничего не будут, у нас куча регионов, где до сих пор не отыграны конкурсы. Вчера называлось два региона, где не отыграны конкурсы и нет мусорных операторов, но их намного больше. Недавно по Ульяновской области никто не заявился. Мэр города Нижний Тагил из моей родной Свердловской области обратился в региональную энергетическую комиссию с просьбой снизить тариф. Если просто зайти в интернет и посмотреть вчерашние и позавчерашние новости по тэгу мусорной реформы, мы с вами увидим, что это какая-то вообще ползучая такая революция на местах, когда люди говорят – не надо, не надо, мы не готовы. А я напомню, у нас осталось меньше месяца, и вчера с этой трибуны нам говорят, я прямо записал себе цитату – деньги на территориальные схемы выброшены на ветер, придется все делать заново.
У нас не готовы территориальные схемы, у нас не готова нормативка. Вы знаете, какого года нормативка по строительству полигонов? 1987 года Министерства ЖКХ РСФСР, а нормативка по их эксплуатации чуть посвежее 1996 года Минстроя РФ. Согласитесь, мы уже сегодня вроде в 2018 году, изменились и технологии, и сама система.
И, к сожалению, люди выходят на митинги. Архангельск нам это показал. Мы уже не можем их остановить словами про раскачивание лодки и все остальное. Этим могут воспользоваться неконструктивные политические силы, этим могут воспользоваться наши внешнеполитические оппоненты. И сами чиновники только добавляют масла в огонь.
Во время этого выступления губернатор Архангельской области и руководство людям объясняли, как здорово, что в Шиесе будет создан экотехнопарк. Какой чудесный эвфемизм придуман к слову "свалка" или "помойка" – экотехнопарк.
А еще чиновники, напомню, говорили о том, что не будет существенного роста тарифов. А теперь давайте представим сельскую территорию, где никогда не платили за вывоз мусора. В январе у них, я вас уверяю, в большинстве не появится ни контейнерных площадок, не будут проведены соответствующие работы, но в конце января им придет квитанция первый раз за все время и в этой квитанции, представляете, сколько прописанных в сельском доме в обычном – два-три поколения семей, 1000 рублей им придет минимум.
Что такое 1000 рублей для жителя сельской территории, у которого пенсия 10 тыс. руб., пусть даже он получает меры социальной поддержки по коммунальным услугам? Это будет взрыв и катастрофа.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ещё раз говорит о необходимости переноса сроков и пересмотра мусорной реформы, объединения всех конструктивных политических сил в судебной перспективе разбирательств по тем основаниям, которые я озвучил сейчас с этой трибуны.
Спасибо.