21 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 575258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части внедрения информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации). Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту представил Олег Николаев:
Уважаемые коллеги! Докладчик сказал, что в настоящий момент проводятся эксперименты по трём товарным группам: это меховые изделия, лекарственные препараты, а также табачные изделия. Надо сказать, что уже действующим законодательством (это Федеральный закон 487 от 31.12.2017 года) мы уже дали полномочия Правительству устанавливать перечень товаров, которые будут впоследствии маркироваться.
Правительство в рамах данного законопроекта уже в текущем году приняло два распоряжения, я напомню, коллеги, это 28 апреля текущего года одним распоряжением была утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации, где как раз был описан порядок создания такой системы маркировки и его организации. А 792-м распоряжением был определён перечень товарных групп, о которых говорил Максим Иванович (Щаблыкин, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), которые предполагается следующим этапом начать маркировать. Это парфюмерия, шины, шесть позиций товаров лёгкой промышленности, и соответственно обувные товары и фототовары, кроме кинокамер.
На сегодняшний день также Максим Иванович говорил, кроме ЕГАИС ещё существуют такие системы прослеживаемости товаров, как "Меркурий", а также в настоящий момент налоговой инспекцией, Федеральной налоговой службой разрабатывается так называемая система прослеживаемости товаров, которая называется АСК НДС-2. Ввиду того, что в течение шести лет предполагается охватить системой маркировки вообще все отрасли экономики, то нам видится не совсем корректным регулировать такой порядок маркировки путём внесения закона "О торговле", который регулирует сугубо одну отрасль, узкую отрасль, не охватывая все цепочки и продвижение товаров от производителя к потребителю.
На наш взгляд, скорее всего здесь нужен специальный закон, который бы регулировал этот процесс. Причём через приведение такой полноценной оценки регулирующего воздействия. И самое главное в этом должно быть недопущение существенного обременения бизнеса в связи с внедрением такого рода маркировки, а как следствие недопущение роста цен на товары и услуги широкого применения, которые потребляет в итоге наше население.
Кроме того, законопроектом среди прочих вносится изменение в пункт 3.1 статьи 4 закона "О торговле", который, уважаемые коллеги, вступает в силу только с 1 января следующего года.
Кроме того, хочу обратить внимание, что законопроект принимается в ускоренном порядке. Законопроект был внесён всего лишь 29 октября текущего года, а сегодня мы уже его рассматриваем в первом чтении. Непонятно, зачем такая спешка для такого очень важного вопроса.
И ещё один немаловажный аспект. Сегодня в России огромное количество разнообразных неналоговых платежей, которые плохо поддаются контролю, которые угнетают хозяйствующие субъекты, особенно субъекты малого и среднего бизнеса. А вводимая данным законопроектом норма и плата за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, имеют все признаки, уважаемые коллеги, неналогового платежа.
В связи с вышеизложенным фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает не торопиться, рассмотреть вопрос всё-таки о разработке специального законопроекта, который бы системно регулировал данный процесс. Рассмотреть вопрос об утверждении федеральным законом всех существенных элементов обязательной маркировки, включая порядок установления размера платы, а также должны быть утверждены четкие критерии для включения товаров в перечень маркируемых, и сам перечень маркируемых товаров. Конечно же, все это должно утверждаться законопроектом.
Конечно же, надо все это просчитать экономически, обосновать, саргументировать, а самое главное, рассмотреть возможность добровольного подхода, то есть в зависимости, какая отрасль и насколько готова. В связи с тем, что мы сейчас активно развиваем саморегулирование в отраслях, учесть позицию саморегулируемых организаций, насколько ни готовы в той или иной отрасли применять данный механизм, и, конечно же, предоставлением достаточных сроков для перехода на систему маркировки.
В связи с приведенными аргументами фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта в первом чтении.