Зинаида Самсонова: в бюджете Саратовской области на 2019 год сохраняется хроническое недофинансирование
см. также ↓Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Саратовской областной Думе Зинаида Самсонова выступила с докладом на заседании по вопросу рассмотрении проекта бюджета Саратовской области на 2019 год:
Уважаемый Иван Георгиевич! Уважаемые депутаты!
В Государственной Думе фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом и во втором чтениях проголосовала против принятия правительственного проекта федерального бюджета на 2019 год, потому что он фактически является не бюджетом развития, а бюджетом стагнации. И, прежде всего, это касается сохранения губительной для регионов системы межбюджетных отношений. Более 77 переданных регионам полномочий остаются без источников финансирования. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно выдвигала требования сменить так называемую модель экономической стабилизации на реально работающую модель экономического роста.
Поэтому наша партия предложила свой альтернативный проект государственного бюджета. Мы считаем, что уровень отсечения цены на нефть должен быть не 40 долларов, а хотя бы 45. И тогда бюджет получит дополнительно 850 млрд руб. За счёт введения прогрессивной шкалы подоходного налога еще 550 млрд руб. В целом набирается почти полтора трлн руб. дополнительных доходов. Если их распределить между регионами, это даст возможность исполнить те полномочия, которые сегодня хронически недофинансируются. Однако проект бюджета "СР" так и не был рассмотрен.
В очередной раз я поднимаю тему несправедливого распределения доходов между федеральным центром и регионами. Нам указывают на то, что каждый год увеличиваются поступления из Федерации. Спасибо, конечно, большое, но давайте посмотрим. Мы собираем почти девять млрд руб. налога на добычу полезных ископаемых, при этом в областной бюджет из них поступает всего 58 млн руб. Бюджет министерства природных ресурсов области на 2019 год всего 370 млн руб., т.е. те доходы от налога на добычу полезных ископаемых, что остаются у нас в регионе, даже не покрывают наших минимальных потребностей на экологию.
В федеральном бюджете идет недофинансирование сфер образования и здравоохранения. Номинально расходы увеличиваются, но не происходит структурного изменения процентных показателей в отношении к ВВП. При почти двухтриллионном профицитном федеральном бюджете эту ситуацию можно было бы изменить, добавив на эти цели средства регионам. Даже господин Кудрин, большой друг российских регионов в плане финансовой политики заявлял, что "бюджеты субъектов должны получать больше на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Потому что основная часть расходов – на местах". Однако этого не происходит. Структура расходов бюджета окаменела, так же как окаменели межбюджетные отношения.
Мы видим, что у нас по многим направлениям остается хроническое недофинансирование. Выйти из этой ситуации мы можем, только доказывая федеральному центру необходимость пересмотра межбюджетных отношений в пользу регионов. Необходимо вернуть 2% отчисления по налогу на прибыль, который федеральный центр у нас отнял. Нужно добиваться того, чтобы регионам добавили отчисления с доходов от НДС и акцизов. Для развития нам необходимы постоянные налоговые источники, а не коммерческие кредиты.
Удивительно, что против всего этого выступает "Единая Россия", которая поддерживает правительственный проект федерального бюджета.
В результате мы в Саратовской области, видимо, продолжим получать предписания областной прокуратуры, которая указывает на:
недостаточное финансовое обеспечение медицинской помощи;
на недофинансирование обеспечения жильем детей-сирот;
на непредоставление земельных участков многодетным семьям:
на невыполнение мероприятий государственных программ в сфере культуры, защиты от чрезвычайных ситуаций и охраны окружающей среды.
Не сносятся расселенные аварийные дома, которые в Саратове полыхают чуть ли не ежедневно. Недофинансирование есть даже по вопросу предоставления жилья ветеранам войны. Предписания есть, и они справедливы, но исполнить их с таким бюджетом мы не можем в этом году и не сможем в 2019 году. Обсуждаемый проект областного бюджета не решает наших проблем. Это бюджет латания дыр.
Стоит отметить, что определенные подвижки в межбюджетной политике федерального центра все же есть. Правда, с карательно-надзирательным уклоном. Уже анонсировано намерение разделить все регионы на три категории: доноров, середняков и аутсайдеров с внешним управлением, у которых долги выше доходов. Только почему-то умалчивают, что эти долги – прямое следствие несправедливого на протяжении многих лет отношения к регионам. Слава богу, Саратовская область находится в средней группе.
На 1 января 2018 года в Саратовской области общая сумма поступлений федеральных и региональных налогов, сборов и других обязательных платежей в федеральный бюджет России составила 92,5 млрд руб., в том числе акцизы от табачной фабрики 46,3 млрд руб. Но известно, что табачная фабрика в ближайшее время прекратит свою деятельность на территории области. В результате поступления финансовых средств из федерального центра могут уменьшиться. Следствием чего наша область может попасть в категорию субъектов Федерации, у которых долги будут превышать доходы. А это грозит внешним управлением. Как тогда мы будем работать, уважаемые депутаты?
Поэтому уже сегодня необходим жесткий парламентский контроль за расходованием бюджетных средств, которые тратятся иногда крайне неэффективно не только на федеральном, но и на областном уровне. В нашей области в условиях такого хлипкого бюджета мы себе больше не можем позволить тратить средства как попало. Нужен парламентский контроль в течение года, а в его конце необходимо дотошно подводить итоги по направлениям работы.
Потому что во многих сферах, если начинаем разбираться – провалы и неэффективность расходования средств: были рабочие группы по водоснабжению Правобережья и Левобережья. Колоссальные проблемы с завершением строительства водозабора в Балашове, нет уверенности касательно завершения строительства в этом году очистных в Вольске, буксует строительство социальных объектов в Саратове. Необходимо проанализировать ситуацию с территорий опережающего развития в Петровске, понять, что в итоге получилось.
У нас есть несданные объекты, брошенные. А есть те, на которые мы выделяем средства на разработку проектов, но дальше дело не двигается. Например, 5,5 млн руб. выделяли в этом году на проект для детской цирковой студии в Марксе. Вопрос будет ли он строиться? Ведь на 2019 год денег в областном бюджете на эти цели не заложено. Мы согласны, что без проекта невозможно получить федеральное финансирование, но и строчка в нашем бюджете должна быть.
По большому счету все откладывается в Правительстве Российской Федерации на потом. Увеличение финансирования планируется в 2020 году, в 2021 году, но получается так, что год наступает, а ничего не делается, и опять обещания на будущее. Например, старт федеральной программы "Сохранение реки Волга" был объявлен в августе 2017 года, в 2018 году финансирования нет, в 2019 – практически нет при профиците федерального бюджета. В результате не исполняются мероприятия регионального паспорта программы. Как следствие, до сих пор не начато строительство очистных сооружений в Глебучевом овраге в Саратове. Несколько лет назад обещали построить их до 1 января 2020 года, есть даже решение суда. Наступает 2019 год, финансирования нет, проект устарел, строчки в бюджете на этот объект нет!
Уважаемые депутаты! Я буду голосовать против бюджета, не дающего области развиваться. Нас ставят в ситуацию, как с теми макарошками: вам этого должно хватить, и с голоду вы не должны умереть. Только в масштабах целого региона, и в эксперименте поневоле участвуют все наши жители.
Мы не должны мириться с этим, и мы должны дать понять федеральному центру, что наступил предел несправедливой для регионов бюджетной политики. Поэтому, призываю вас также проголосовать против проекта бюджета и тем самым довести нашу позицию до федерального центра, который, может быть не до конца понимает, что происходит в регионах.