Дмитрий Ионин о дисбалансе в распределении доходов между федеральным центром и регионами
см. также ↓25 сентября Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 551394-7 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части ограничения сроков внесения изменений в законодательство о налогах и сборах и в законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступил Дмитрий Ионин:
Уважаемые коллеги, не хотелось бы, конечно, затягивать время, но не использовать этот вопрос для того, чтобы с этой трибуны в очередной раз поднять глобальную проблему, связанную с дисбалансом распределения доходов между регионами и Федерацией, я не мог.
Сегодня об этом надо не просто говорить, эту тему надо ставить, потому что с каждым годом поезд уходит, а проблема только нарастает. Мы прекрасно с вами знаем, что уже больше двух третей доходов регионов оседает в федеральном бюджете, а, соответственно, меньше одной трети остаётся там, на местах, где этот доход создаётся.
Возьмём пример Хакасии, на которую сегодня обращено внимание всей страны в связи со вторым туром выборов. Там, в том числе, участвует кандидат от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, наш однопартиец Андрей Филягин.
Если представить, что он выиграл, какое наследство ему досталось? На самом деле, незавидное, потому что регион находится на внешнем казначейском управлении из-за колоссального долга. Такая же история не только с Хакасией, но и с Костромской областью, а в ближайшее время на подходе ещё несколько регионов, про которые говорят, что они тоже перейдут на внешнее казначейское управление.
Что дальше, то есть регионы у нас будут банкротиться? Потому что количество регионов-доноров, мы с вами видим, сокращается, долговая нагрузка на регионы продолжает расти и в первую очередь именно из-за той диспропорции, которая у нас в последние годы существует в распределении доходов между федеральным бюджетом и субъектами.
Что происходит дальше? Дальше мы с вами прекрасно понимаем, что регион, чтобы как-то выжить, чтобы выполнить майские указы, чтобы выполнить другие свои обязательства, начинает забирать финансы у муниципалитетов. Мы знаем, что по 131-ФЗ у муниципалитетов куча полномочий, но вы все прекрасно знаете, я думаю, в любой из территорий, которые вы представляете, есть такие муниципалитеты, которые категорически уже не справляются даже с теми базовыми полномочиями, которые необходимо исполнять ежедневно. То есть мы прекрасно понимаем, что у главы нет столько возможностей и просто банально денег на то, чтобы проводить те ремонты дорог, которые они должны делать. Рано или поздно к нему приходит прокуратура, другие надзорные органы и говорят: слушай, ты обязан делать, делай. Никому же неинтересно, где он возьмет деньги.
Мы приходим к тому, и я уже один раз говорил с этой трибуны, но буду повторять еще и еще – такими темпами глав местного самоуправления в небольших городах скоро будут назначать не по итогам выборов, а по приговору суда заставлять их отбывать в должности главы муниципального образования, потому что ни один нормальный человек на такую должность расстрельную просто не пойдет.
В итоге, что получается. Я думаю, что все депутаты, которые активно работают в регионах, знают, как работает система. То есть начинается обращение от людей к депутатам, депутат начинает работать таким приводным ремнем системы, то есть ходить, допустим, к областной власти, просить денег для конкретного муниципалитета. Это, конечно, может работать, но это ручное управление, а чтобы спасать регионы, чтобы не дать им начать банкротиться и переходить на внешнее управление, необходимо рассмотреть ситуацию с дисбалансом распределения доходов между федерльным бюджетом и региональными бюджетами.