Александр Ремезков о совершенствовании государственного финансового контроля
см. также ↓Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков прокомментировал принятый в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита":
Парламент уже вносил изменения по финансовому контролю в Бюджетный Кодекс в декабре 2015 года. Тогда в Правительстве России уверяли, что это приведет к сокращению нарушений в бюджетной системе и повышению эффективности расходов бюджета. Но ничего не вышло. Счетная палата России в 2017 году выявила нарушений в 1,7 раза больше, чем в 2016 году. При этом общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы увеличилась в 1,9 раза: с 965,8 млрд руб. в 2016 году до 1 трлн 865,6 млрд руб. в 2017-м.
На то, чтобы понять, что принятые поправки были формальными, слабо проработанными и не решили актуальные проблемы бюджетной системы, Правительству понадобилось почти два года. При том, что мы в парламенте постоянно обсуждали эти проблемы, рассматривая законопроекты о принятии бюджета и его исполнении. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В принятом сегодня законопроекте полностью переписаны отдельные статьи редакции 2015 года, а в целом вносятся изменения и уточнения в 25 статей Бюджетного кодекса по четырем основным направлениям.
Во-первых, расширяется сфера государственного финансового контроля, в том числе, в сфере транзитных межбюджетных трансфертов, которые идут из федерального бюджета в субъекты, а потом в муниципалитеты. Де-факто органы финансового контроля и так выявляли здесь нарушения, но теперь наконец-то получат необходимые полномочия и законные основания применять меры.
Во-вторых, формируется единая федеральная система основных базовых стандартов внутреннего государственного муниципального финансового контроля. Но предложенная процедура, при которой стандарты устанавливаются самостоятельно финорганами, а Правительство потом их утверждает, на наш взгляд, неэффективна. Она не решит назревших проблем финансового контроля и потребует в дальнейшем очередного ужесточения и уточнения Бюджетного кодекса.
В-третьих, предлагается наделить органы управления государственных внебюджетных фондов такими же полномочиями, которыми обладают финансовые органы. Это справедливое решение, поскольку у внебюджетных фондов тот же самый бюджет, те же самые нарушения, те же самые процедуры контроля, а вот основания для применения мер бюджетного принуждения до сих пор не было.
В-четвёртых, предлагается переходить к внутреннему финансовому контролю и аудиту, чтобы не допускать бюджетные нарушения. Но зачастую использование такого инструмента затруднительно или вовсе невозможно. В небольшой организации для этого не хватит штатной численности и кадрового состава, а на делегирование полномочий внутреннего финансового аудита другим организациям потребуются дополнительные расходы. Ни источник этих расходов, ни цена аудиторских услуг сторонних организаций никак не определены.
Все это означает, что правительственный законопроект следует существенно доработать ко второму чтению. Причем сделать это с участием экспертов и с учетом предложений регионов.
Но поскольку такие законодательные решения в сфере бюджетного контроля давно назрели и необходимы для эффективной работы всей бюджетной системы страны, наш комитет и наша фракция поддержали этого законопроект.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не раз выступала с инициативами по усилению контроля за распределением и расходованием средств на всех уровнях бюджета. Особенно важен финансовый контроль на местах – там, где от эффективного и целевого расходования бюджетных средств напрямую зависит жизнь наших избирателей.