На пленарном заседании Государственной Думы 18 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также считает, что победа будет за нами, наше дело правое. Мы точно также полагаем, что ситуация вокруг России очень сильно накаляется, по политическим мотивам против нашей страны применяются экономические санкции для того, чтобы выдавить её не только с международных рынков, но и подорвать её экономический суверенитет.
Другое дело, весь вопрос в том, а как мы на это реагируем, что мы делаем для того, чтобы противостоять этому давлению? А здесь у нас большие вопросы к Правительству и к ЦБ: что мы делаем для того, чтобы противостоять этому давлению? Как Вячеслав Алексеевич (Никонов, депутат фракции "Единая Россия" Прим. ред.) сказал, мы должны объединиться? Действительно, мы должны объединяться. Но какое объединение, когда мы повышаем пенсионный возраст и повышаем НДС? В то же время тот НДС, который мы соберём со всей страны, мы отдаём нефтегазовому сектору практически в полном объёме. Тому сектору, который в этом году получит на два трлн больше, чем в прошлом году. В том ли направлении мы идём? Это вопрос очень серьёзный.
Следующее. Уже четвёртый год Россия находится под санкциями, прежде всего, военно-промышленный комплекс. Вячеслав Викторович Володин провёл совещание во Владимирской области по проблемам импортозамещения и увеличения гражданской доли продукции ВПК. И на совещании выяснилось, что на самом деле у предприятий ВПК серьёзные проблемы с выполнением указа Президента, с выполнением задания, которое поставил Президент перед ВПК о достижении 50-процентной доли гражданской продукции в выпуске предприятий ВПК, потому что система ценообразования ВПК сегодня не стимулирует снижение издержек и введение конкурентных процедур.
Напоминаю, какая у нас система действует: у нас затраты плюс 20%. То есть, чем больше затрат в процессе производства, тем больше денег получит предприятие, и эта система никак не стимулирует снижение издержек и выход на конкурентные рынки, где как раз нужно снижение издержек.
Следующая проблема. Санкции, которые вводятся в отношении России, сегодня охватывают и топливно-энергетический комплекс. Всем известно, что основным источником доходов бюджета являются доходы от продажи наших ресурсов за рубеж, нефтегазовая рента. И если мы не предпримем шагов по снижению импортозависимости в топливно-энергетическом комплексе, то через два-три года у нас будет сокращение добычи, причём в самых высокотехнологичных проектах на шельфе, где мы очень сильно зависим. У нас предложение есть, Вячеслав Викторович, может быть нам в закрытом режиме провести слушания? Почему в закрытом режиме? Потому что слишком много болезненной информации будет опубликовано, в открытом режиме её нельзя будет озвучивать. Провести на эту тему слушания с тем, чтобы послушать представителей ВПК, что им нужно для того, чтобы создать условия по исполнению задачи, поставленной Президентом.
Послушать представителей топливно-энергетического комплекса, какие у них проблемы сейчас, в ближайшие два-три года, которые нужно просто немедленно решать для того, чтобы снизить импортозависимость и обеспечить устойчивое развитие ТЭКа на дальнейшие годы. К сожалению, Правительство, кроме громких заявлений, дальше не идёт. Посмотрите, я уже сказал про повышение НДС, ещё и Центральный банк подливает масла в огонь, повышая ключевую ставку с 7,25% до 7,5%, тем самым делая ещё более недоступными кредитные ресурсы для российской экономики. Мы согласны с тем, что находимся в тяжелейшей ситуации сегодня, и нам нужно объединяться, и нужно принимать серьёзные меры по защите нашей российской экономики.
Мало того, у нас есть инструменты для этого, например, Фонд развития промышленности. Есть хороший инструмент, который поддерживает проекты по импортозамещению и даёт кредиты на пять лет под ставку 1%, а в дальнейшем под 5% годовых, это хорошие проекты. Но размеры финансирования в Фонде развития промышленности в масштабах экономики микроскопические, то есть в пределах статистической погрешности. Этот инструмент нужно развивать.
Дальше. У нас есть финансирование НИОКР, проектов, которые способны реализовать в России самые лучшие мировые технологии и обеспечить импортозамещение. Но также у нас объёмы средств, выделяемые на это, буквально в масштабах экономики, микроскопические.
Встаёт вопрос – где взять на это деньги? Но я уже с этой трибуны приводил пример, деньги надо брать там, где они есть, в том же топливно-энергетическом комплекс, как вы знаете. Сейчас после повышения НДС, возврат НДС, если сейчас у нас возврат экспортёрам сырья примерно 1,8 трлн рублей в год, то после повышения НДС с 18 до 20% примерно два трлн рублей ожидаемый возврат НДС, при том, что два трлн рублей – это уже дополнительные доходы, которые в этом году наш ТЭК получит. Можно было бы эти потоки хотя бы частично направить на реализацию программ по импортозамещению, по модернизации ВПК, который бы мог на своих мощностях реализовать проекты по импортозамещению в топливно-энергетическом комплексе. Именно поэтому я предлагаю одновременно рассмотреть проблемы ВПК и ТЭК на одном совещании, чтобы представители двух отраслей услышали друг друга.
Сегодня есть такие контакты на уровне отдельных компаний, на уровне отдельных проектов, но в масштабах страны, ещё раз хочу сказать, даже успешно реализованные проекты не дадут эффекта. И мы как зависели четыре года назад от импортной продукции и в ТЭК, и в ВПК, так и сейчас зависим.
Да, конечно, у нас есть определённые успехи по замещению продукции с Украины. Но мы также зависим от других стран, которые сегодня, под давлением США, будут нам отказывать. Уже сейчас наблюдается тенденция, когда международные контракты наших компаний, в которых прописаны расчёты в долларах, зависают в американских банках на несколько недель. И это повод для того, чтобы перейти в другие валюты. Частные компании могут это сделать, взяли контрагенты и переписали, например, с Китаем переподписали контракты и ушли в юани. Кто нам мешает сделать это и на государственном уровне?
Ведь, как Вячеслав Алексеевич сказал, следующий шаг – это давление на наш банковский сектор. Как можно давить на наш банковский сектор? Прежде всего, за счёт того, что доля доллара в нашей внешней торговле, в наших расчётах, самая максимальная. Напрашивается вывод, нужно снижать долю в долларовых расчётах в нашей внешнеторговой деятельности. Например, крупнейшим нашим торговым партнёром является Евросоюз.
Если мы предложим ЕС перейти в евро, что они откажутся? Нет. Китай уже согласен перейти на юани. Вообще никаких проблем не вижу. Китай – это второй по объёму наш внешнеторговый партнёр.
Вот вам, пожалуйста, две трети нашей внешней торговли может быть переведено уже в альтернативные валюты. И, конечно же, я не питаю иллюзии, это договорной процесс, особенно в международных отношениях, он достаточно длительный. Если мы эту работу начнём сейчас со стороны государства, частный сектор тоже пойдёт по этому же пути, потому что иногда бывает, что других вариантов нет, как переходить в альтернативные валюты.
Этот перечень предложений, которые способны на самом деле реализовать импортозамещение и добиться исполнения указов и поручений Президента. Напоминаю, я уже только что сказал, что есть поручение Президента о повышении доли гражданской продукции в ВПК до 50%, а есть второе поручение, о котором только что здесь было сказано. Мы должны добиться темпов роста российской экономики выше мировых и войти в пятерку мировых лидеров по экономике. Но мы этого не добьемся, если не изменим курс, который реализует Правительство и Центральный банк. Для того, чтобы этого добиться, нужно прислушаться к предложениям "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Спасибо.