Елена Драпеко об особенностях регистрации в РФ людей без определённого места жительства
см. также ↓27 июля Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 217802-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в части установления особенностей регистрации по месту пребывания либо по месту жительства лиц без определенного места жительства" (об особенностях регистрации в Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства лиц без определенного места жительства). С докладом по данному законопроекту выступила Елена Драпеко:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Проект федерального закона, который я представляю вам сегодня, подготовлен в интересах людей без определенного места жительства. Это граждане, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. По различным оценкам и самым разным причинам в нашей стране насчитывается от трёх до пяти миллионов таких граждан, не имеющих места проживания, либо места пребывания.
И, несмотря на принцип, установленный статьей 3 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", заключающийся в том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Предусмотрено это и Конституцией, и федеральными законами, и уставами субъектов Российской Федерации.
Но, я думаю, никто в этом зале не будет со мной спорить, что во многом это положение сегодня является декларативным и не выполняется. И граждане, которые не имеют регистрации на территории Российской Федерации, ущемляются в своих правах и законных интересах в повседневной жизни. И речь идет в первую очередь о защите их трудовых прав. Устроиться на работу, не имея регистрации, легально практически невозможно. Речь идет об их личной безопасности и о многом другом. В целях устранения пробелов, законопроект предлагает установить особенности регистрации по месту пребывания и по месту жительства лиц без определенного места жительства.
Так, мы предлагаем установить, что регистрация по месту пребывания, либо по месту жительства осуществляется по выбору указанного лица по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, либо по адресу администрации муниципального образования, на территории которого указанные лица фактически постоянно либо преимущественно находятся.
На сегодняшний день дело обстоит так. Такое лицо может получить временную регистрацию в Центре социального обслуживания, но только на период, когда оно в этом центре пребывает. То есть ему предоставляется койка и какое-то питание. Как вы все знаете, это ограниченный срок. После того, как это лицо выдворяется из этого центра на улицу, оно лишается и права регистрации, а стало быть прав, о которых я говорила выше.
Ко мне на личном приеме граждан неоднократно обращались вполне благополучные, образованные люди, которые в силу жизненных обстоятельств оказались без жилья. Это и мошенничество третьих лиц, в результате которого они лишились жилья. У них есть место проживания, семья живет в садовом товариществе, в своем садовом домике. Но, как вы знаете, согласно нашему законодательству регистрация на территории садовых товариществ не разрешена, а садовые домики у нас считаются нежилыми строениями. Таким образом, люди, которые там проживают, не имеют возможности получить регистрацию.
Вот эти вопросы мы предлагаем урегулировать нашим проектом закона. И мы просим вас поддержать концепцию этого законопроекта, имея в виду, что она, безусловно, требует дальнейшей проработки ко второму чтению, что мы и собираемся сделать.
Спасибо.