3 июля государственная Дума рассмотрела и приняла в третьем чтении проект федерального закона № 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ" по данному законопроекту выступил Анатолий Грешневиков:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Именно Лесной кодекс, принятый Государственной Думой, открыл дорогу хищническому истреблению наших лесов. Впервые в нашей государственной лесной политике лес, а он был одним из источников пополнения бюджета, стал убыточен. Если год-два назад ущерб от леса Генеральная прокуратура насчитывала 40 млрд, то в этом году он уже составляет 70 млрд.
Какие главные проблемы возникли при принятии Лесного кодекса?
Государственные функции по лесной охране, по управлению лесами, по лесовосстановлению перестали быть государственными. Хозяином в лесу стал не лесник, а арендатор, и арендатору вменили обязанность заниматься лесовосстановлением. При этом основные лесопитомники (это тоже была государственная обязанность) были либо закрыты, либо уничтожены, либо влачили жалкое существование.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно, поддержит данный законопроект, но есть сомнения, поскольку каждый вырубленный гектар, конечно, должен быть восстановлен, и обязательства по восстановлению выжженных территорий, съеденных короедом или хищнически истреблённых должны выполняться теми, кто рубит.
Но одно дело леса рубить, другое дело восстанавливать. Я уже говорил, что лесовосстановление требует научного подхода. Если бы у нас были действительно питомники с нормальными лесными насаждениями, если бы качество этих насаждений соответствовало высоким требованиям, ещё можно было бы надеяться, что добросовестные арендаторы свои обязательства будут выполнять должным образом.
Я проводил несколько мероприятий у себя в Ярославской области, смотрел, как восстанавливают арендаторы и как они сажают. 90% арендаторов либо просто бросает насаждения, купленные в лесопитомнике, либо сажает таким образом, что через год, через два нет этих посадок, даже не обязательно, что их лось съедает, просто качество лесного материала низкое. Поэтому, конечно, закон такой нужен, но он должен предусматривать, во-первых, контроль за арендаторами, которые будут заниматься лесовосстановлением, контроль за лесопитомниками, чтобы качество лесного материала соответствовало нормативам и экологическим показателям, и, естественно, контроль за тем, каким образом посадки прижились.
Мне кажется, если бы законопроект учитывал все эти наши требования, может быть, он был более рабочим и действенным. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно заявляла, что нужно управление лесами вернуть на государственный уровень, тем более, это государственная задача, а не задача арендаторов.
Пользуясь тем, что Сергей Борисович (Иванов, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта – Прим. ред.) здесь, я сообщаю, что направлял вам два важных письма: о проблемах реки Волги и обещанный Медведевым законопроект об оздоровлении бассейна реки Волги. Министерство по экологии его так и не подготовило. Вы мне так и не ответили на это письмо и о проблемах особо охраняемых природных территорий тоже. У меня просьба к вам. У нас общее с вами дело экология, всё-таки нужно пути к сотрудничеству найти и отвечать на письма депутатов.
Спасибо. Фракция проголосует за данный законопроект.