Госдума 19 июня рассмотрела в первом чтении законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и ст. 5 ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Законопроект прокомментировал один из его авторов, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СР" Александр Ремезков:
Этот законопроект разработан депутатами разных фракций с одной целью стимулировать деловую активность инвесторов, в том числе иностранных, в нашей стране. Для этого необходимо устранить возможности неоднозначного толкования некоторых статей Налогового Кодекса России и упростить их применение на практике. Именно это позволят сделать предложенные нами поправки в Налоговый кодекс РФ, которые были разработаны с участием финансовых и налоговых органов и крупнейших объединений бизнеса – Торгово-промышленной палаты РФ, РСПП, "Опоры России", "Деловой России". Мы максимально учли мнения и предложения предпринимателей и постарались обеспечить оптимальный баланс интересов государства и частного бизнеса.
Нашим законопроектом уточняются правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, формируется единообразный подход налогообложения в отношении операций, связанных с выходом из дочерних обществ и их ликвидацией, возвратом средств финансирования.
Так, в дополнение к имеющимся нормам закона, предлагается не признавать контролирующим иностранную организацию лицо, которое участвует в другой иностранной организации, чьи акции допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах в странах членах ОЭСР. При этом необходимо выполнить ряд условий: доля прямого или косвенного участия не должна превышать 50%, общая доля допущенных к обращению на этих биржах обыкновенных акций должна составлять более 25% уставного капитала иностранной организации.
Предложенными нами изменениями в НК РФ упрощается порядок признания физических лиц и отдельных категорий организаций фактическими получателями дохода. Если иностранная компания признает таким получателем публичную, государственную компанию или физлицо, то для применения сквозного подхода ей не потребуется документально обосновывать наличие у них фактического права на доход. Если предложенные нами поправки в Налоговый кодекс примут окончательно, то будет устранена правовая неопределенность в отношении статуса выплат при ликвидации организации в пользу акционеров этой организации. А вот доход в сумме, превышающей взнос акционера в уставный капитал, будет признаваться дивидендами и облагаться налогом.
В случае несвоевременной уплаты налогов сумма пени, начисленных на недоимку, не превысит размер этой недоимки. Кроме того, не будет начисляться пеня на сумму недоимки по налогу при применении налогоплательщиками симметричных корректировок.
При определении налоговой базы налога на прибыль не будут учитываться денежные средства, полученные компанией безвозмездно от организации, акционером которой она является, в пределах суммы вклада в виде денежных средств в имущество, ранее полученных организацией от передающей стороны. Одновременно уточняется порядок признания убытков акционерами, участниками, пайщиками при ликвидации хозяйственных обществ. Он будет аналогичен тому, что сейчас применяется при возврате суммы вклада в уставный капитал.
Все эти четко прописанные правила игры надежно защитят права инвесторов и минимизируют риски потери вложенных средств. Это позволит им увеличить свой вклад в развитие экономики всех регионов России.