Депутаты фракции "СР" о назначении Алексея Кудрина на пост Председателя Счетной палаты
см. также ↓22 мая Государственная Дума рассмотрела вопрос "О назначении на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации". По данному вопросу выступил кандидат на должность Председателя Счетной палаты Алексей Кудрин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Галина Хованская, Олег Нилов и Валерий Гартунг, выступил Валерий Гартунг:
Галина Хованская:
Уважаемый Алексей Леонидович, Президентом поставлена задача за шесть лет снизить вдвое уровень бедности. Понятно, что решить её без использования бюджетных средств невозможно. И вопрос в оптимальном использовании этих средств и оказании помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Предлагаем не расширять круг льготников, а усилить адресную защиту граждан. Сейчас, чем беднее регион, тем ниже уровень адресной защиты граждан. Так, по оплате жилищно-коммунальных услуг нагрузка в таких регионах превышает 22% бюджета семьи.
Как вы относитесь к ограничению этой нагрузки на федеральном уровне 15% от дохода семьи, так как соответствующий проект закона депутатами уже внесён?
Спасибо за внимание.
Алексей Кудрин:
Я, готовясь к сегодняшнему выступлению, конечно, не посмотрел этот закон и расчёты этого закона, поэтому определю свою позицию в ближайшее время.
Олег Нилов:
Уважаемый Алексей Леонидович! Усилиями Счётной палаты, как контрольного органа Государственной Думы, за 2017 год возвращено в бюджет порядка 20 миллиардов рублей. Но нужны на порядок большие деньги для реализации майского указа. Не считаете ли вы, что есть так называемые чёрные дыры, через которые уходят триллионы? Это банковская система, контролируемая, как я считаю, недостаточно, неэффективно Центробанком. И собирать даже по десяткам миллиардов, теряя триллионы, сизифов труд.
Может быть, нужно усилить и контроль, в том числе такой, с использованием новых рычагов? Может быть, вас нужно делегировать в Национальный финансовый совет от Государственной Думы?
Алексей Кудрин:
- Конечно, идёт речь о том, что для выполнения майского указа Президента 2018 года нужны немалые средства, и сегодня Председатель Правительства озвучил цифру около 8 триллионов, это те суммы, которые пойдут на новые обязательства, абсолютно новые программы.
Правительство в ближайшие, надеюсь, дни, может быть, даже на Петербургском форуме приоткроет завесу, какие источники у этих 8 триллионов? Я сейчас не стал бы забегать вперёд, но с вами соглашусь, что ряд сфер, где ещё у нас есть теневой оборот – неуплачиваемые налоги, нуждаются во внимании.
В сфере банковского надзора тоже есть проблемы, то есть так получилось, что банки сегодня требуют больших триллионных вливаний на своё санирование, в то время как такая ситуация сложилась в результате слабого, может быть, банковского надзора, хотя и кризисные явления тоже подточили положение банков, то есть нам не всё нужно там переводить только на качество надзора или хищение.
Сегодня мы находимся в сложной экономической ситуации, в том числе банки оказались первыми под ударом санкций, а они более чувствительно ощущают эти санкции. Вот почему некоторым финансовым институтам сегодня сложнее и не все справляются с этими вызовами. Вот почему, я повторяю, сбалансированно нужно смотреть и на банковский сектор, где, конечно, есть резервы, и мы на это обратим внимание.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Алексей Леонидович, очень приятно, что вы образование ставите в приоритетах по расходованию бюджетных средств. Но, однако, очень важно, где будете брать деньги на это. Как известно, принцип Парето говорит, что 20% усилий дают 80% результата. Согласны ли вы с тем, что нужно так организовать работу Счётной палаты, чтобы основные усилия были направлены на поиск денег там, где больше всего они теряются, это государственные закупки? Вы уже, отвечая на вопрос, частично ответили про государственные закупки. Но я хотел обратить внимание на закупки, которые регулируются 223-ФЗ. Объем там средств порядка 30 миллионов рублей, это в шесть раз больше, чем закупки по 44-му закону. Вот там как раз у нас на всевозможные инвестиционные программы в интересах подрядчиков расходуются огромные суммы денег. Готовы ли вы направить основные усилия своей работы именно на поиск денег там, на перекрытие этих коррупционных рек? Спасибо.
Алексей Кудрин:
Встречаясь на фракции и отвечая на ваш вопрос, в том числе и на этот, который вы сейчас практически повторили, я сказал, что мы, Счётная палата готовы дополнительно изучить этот вопрос о целесообразности 223-го закона или его норм, или тех поправок, которые были в последнее время осуществлены.
Но такое окончательное мнение своё об этих вещах я сформулирую позже.
Выступление Валерия Гартунга:
- В нашей фракции тоже были горячие дискуссии по поводу принятия решения об утверждении кандидатуры главы Счётной палаты, кандидатуры Алексея Леонидовича Кудрина.
Мы категорически против тех решений, которые он принимал, будучи министром финансов, в результате которых сегодня львиная доля наших золотовалютных резервов находится в Соединённых Штатах Америки. Мало того, мы внесли закон, который обязывает страну вернуть эти золотовалютные резервы из ценных бумаг США сюда, в Российскую Федерацию. Мы такой закон внесли.
Мы категорически против заявления Алексея Леонидовича о том, что нужно поднимать пенсионный возраст. Мало того, мы такой проект закона ещё будем вносить в Государственную Думу, чтобы не допускать этого. Эта ещё дискуссия впереди. Но мы сразу заявляем, что мы с этими позициями не согласны.
В то же самое время мы считаем, что Алексей Леонидович очень хорошо знает тонкости бюджетного процесса. И, как мы знаем, лучшими Председателями Счётной палаты являются люди, которые до этого руководили бюджетным процессом. Андрей Константинович (Исаев, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) только что привел в пример Степашина, бывшего премьера, и Татьяну Голикову, которая прекрасно себя показала при формировании бюджета, когда она отвечала за бюджет в Министерстве финансов. И она стала прекрасным Председателем Счётной палаты. Алексей Леонидович обладает всеми этими необходимыми знаниями для того, чтобы находить те лазейки, через которые утекают бюджетные средства. Мы в этом не сомневаемся.
Вопрос только в другом. А хватит ли духа у Алексея Леонидовича не копейками заниматься, не миллиарды ловить, а десятки триллионов рублей, о которых мы здесь сказали? Это госзакупки, закупки компаний с госучастием. Напоминаю, объем этого рынка на сегодняшний день превышает 35 триллионов рублей, больше чем в два раза, чем доходная часть федерального бюджета.
И вот уже в открытой прессе информация аналитиков поступает о том, в чьих интересах организуются эти закупки, в чьих интересах финансируются эти проекты. Учитывая не только ваше прошлое в качестве министра финансов, но еще и более раннее ваше политическое прошлое, вы, наверняка, со многими бенефициарами этих процессов знакомы. И надеемся, что поддержка Президента даст вам возможность перекрыть эти реки. Тем более, что вы готовили программу, на основании которой были подготовлены указы Президента. Так ведь, Алексей Леонидович, вы эту работу вели? Вы обозначили главные приоритеты, куда нужно направлять деньги. И нам очень приятно, что здесь мы с вами совпадаем, наши взгляды здесь совпадают, за редким исключением, но здесь они совпадают.
Сейчас вам представится возможность, если Государственная Дума поддержит, на посту главы Счётной палаты найти деньги для реализации этой программы, но не в карманах пенсионеров, а в карманах тех олигархов, которые сегодня являются бенефициарами этих коррупционных потоков, которые сегодня существуют, благодаря дырам в законодательстве, а именно, в 223-м федеральном законе. И еще раз напомню, что такую дыру в законодательстве проделало Правительство Российской Федерации в декабре прошлого года, когда разрешило вывести из-под госконтроля закупки у взаимозависимых лиц.
Алексей Леонидович, я вам на фракции этот вопрос задавал, и сейчас с трибуны Думы вам этот вопрос снова обозначаю.
Первые же шаги, которые вы будете предпринимать на посту главы Счётной палаты, направьте на то, чтобы проанализировать практику использования этой дыры для увода денег из государственного кармана в частные карманы. Вот это огромная дыра.
Я вам недаром, когда задавал вопрос, напомнил про принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата. Надеюсь, что вы всё-таки по этому принципу в первую очередь начнёте действовать по пресечению коррупционных рек именно в области государственных закупок.
Вот это вам наш такой наказ.
Наша фракция готова поддержать вашу кандидатуру на посту главы Счётной палаты, но мы ожидаем от вас реальных действий. И мы обозначили, где мы от вас ждём, чтобы вы не по хвостам били, не копейки собирали, а пресекли самые большие потоки коррупционных рек. Это самое главное. Посмотрим, как вы будете с этой задачей справляться.
На мой взгляд, и профессионализма, и доверия Президента, и, конечно же, политического веса у вас достаточно для того, чтобы эту задачу решить. Другое дело, готовы ли вы будете этим заняться, потому что мы понимаем, кто за этим стоит, какие лица, вы их всех знаете. Поэтому мы считаем, что такой человек, как вы, обличённый таким доверием Президента, может этот поток остановить. Мы на вас надеемся.
Спасибо.