Борьба с бедностью – одна из программных задач Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Лидер партии Сергей Миронов и ее представители не раз повторяли – такого понятия, как "работающий бедный" в принципе быть не должно. Между тем, несмотря на всевозможные статистические ухищрения, реальная ситуация с бедностью в стране становится все хуже.
На официальном уровне в России принята единая национальная линия бедности, определяемая величиной прожиточного минимума. В отдельные годы Росстат использовал величину, равную половине прожиточного минимума, однако методика расчета этого показателя не регламентируется никакими нормативными документами и потому этот показатель не стал официальной точкой отсчета для принятия решений по социальной защите "нищего" населения.
Альтернативные линии бедности разрабатываются в рамках научных исследований и зачастую именно они являются источником реальных данных о состоянии населения, находящегося в зоне бедности. Более того, огромное значение имеет зона, примыкающая к национальной линии бедности (реально это практически та же бедность).
Целесообразно оценивать не только уровень бедности, но также и уровень благосостояния населения с учетом его социальных потребностей, и именно этот уровень должен быть целевым для любого Правительства.
Приведенные ниже статистические данные наглядно иллюстрируют обоснованность позиции СР по ситуации с бедностью в стране. Они ограничиваются 2016 годом, поскольку статистику за 2017 год Росстат еще не представил. СР будет внимательно следить за появлением новых данных и динамикой изменения показателей уровня бедности в РФ.
Доля населения, имеющего доходы ниже границы бедности, установленной на международном уровне с учетом паритета покупательной способности
в процентах от общей численности населения
Источник: оценка на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.
ПРИМ. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, начиная с 2012 года, стабильно росла, несмотря на майские указы Президента. Фактически, приведенные данные РОССТАТА показывают не уровень бедности населения, а уровень "от нищеты до бедности".
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
Источник: оценка на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.
ПРИМ. Численность населения с денежными доходами ниже уровня прожиточного минимума начиная с 2012 года, несмотря на майские указы, увеличивалась, особенно начиная с 2015 года. Обеднели миллионы. Также рос и дефицит денежного дохода.(Это сумма денежных средств, недостающая бедному населению для повышения доходов до величины прожиточного минимума).
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России и по субъектам Российской Федерации
в процентах от общей численности населения субъекта Российской Федерации
Источник: оценка на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.
ПРИМ. В 56 субъектах РФ уровень бедности выше среднего по стране. Примерно в 15 регионах – относительное благополучие. Остальные – на грани.
Доля пенсионеров и безработных в составе малоимущего населения
по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах
ПРИМ. Доля пенсионеров по старости в числе малоимущего населения с 2011 по 2016 год увеличивалась, это значит, что проводимая индексация была недостаточна и, вероятно, официальный показатель инфляции был занижен.