Сенаторы поддержали предложение Александра Макаревича об особенностях организации медпомощи в районах Севера
см. также ↓17 апреля в рамках Дней Мурманской области в Совете Федерации председатель Комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Мурманской областной думы, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Макаревич принял участие в работе Комитета СФ по социальной политике и выступил на тему "Об особенностях организации медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации".
"Вопросы оплаты труда в целом и медицинских работников в частности – это часть проблемы государственной поддержки развития северных территорий. Наша делегация сегодня находится в Совфеде в рамках готовящегося к принятию постановления Совета Федерации о господдержке. Северную политику нужно выстраивать комплексно, и вопросы оплаты труда, закрепления кадров исключительно важны в контексте этих решений, если мы хотим, чтобы на Севере оставались жить и работать люди", сказал он.
Парламентарий отметил, что Мурманская область рекордсмен по сокращению численности населения. С момента распада СССР она уменьшилась почти на 40%, что в абсолютных цифрах составляет 400 тыс. человек. В Арктической зоне страны сегодня проживает 2371 тыс. человек. И отток граждан с Севера продолжается.
В аспекте здравоохранения принципиально важным Александр Макаревич назвал расчет коэффициента дифференциации при распределении объема субвенций из федерального Фонда обязательного медицинского страхования территориальным органам ОМС с учетом действующих в регионах районных коэффициентов.
"Их нельзя делить на государственные и региональные. Они все стали государственными, после того, как органы власти северных регионов воспользовались предоставленными полномочиями по установлению предельных значений районных коэффициентов. Это не было ни самоуправством, ни превышением полномочий. Данное право было предоставлено регионам Постановлением Совмина РСФСР № 76 от 4 февраля 1991 года в качестве мер для снижения набиравшего силу оттока населения с Севера. В Мурманской области с 1992 года районный коэффициент к заработной плате был установлен в размере 1,5, он и поныне применяется во всех без исключения медицинских организациях. А объем субвенций из Фонда ОМС на оплату труда работникам здравоохранения рассчитывается с учетом коэффициента 1,4. Из-за этого медицинская отрасль Мурманской области многие годы недофинансируется. К примеру, в нынешнем году регион недополучит почти полмиллиарда рублей", заявил депутат, полемизируя с представителями Минздрава РФ и федерального Фонда ОМС.
Он добавил, что Мурманская область после завершения нацпроекта "Здоровье" оказалась не в состоянии адекватно и своевременно обновлять техническую базу медучреждений. "За счет средств ОМС можно приобретать оборудование стоимостью до 100 тыс. рублей, а региональные власти тратили на эти цели максимум 180-200 миллионов рублей в год. Хотя могли бы в 2-2,5 раза больше", пояснил парламентарий.
"При расчете субвенций нужно учитывать и то, что мы обязаны исполнять постановление Конституционного суда о северных надбавках, под действие которого напрямую попадает вспомогательный и обслуживающий персонал медицинских организаций, доля которого составляет от 5% до 10% их численности", – сказал Александр Макаревич.
Сенаторы посчитали такой подход обоснованным и справедливым. Представители Комитета и его председатель Валерий Рязанский поддержали позицию Александра Макаревича, записав в решение Комитета рекомендацию Правительству РФ – рассмотреть вопрос о внесении изменения в методику распределения субвенций, утвержденную постановлением Правительства РФ № 462 от 5 мая 2012 года, с учетом применения районных коэффициентов, установленных в субъектах РФ. Также Комитет рекомендовал внести этот пункт в Постановление Совета Федерации.
Помимо этого, депутат высказался в поддержку предложений правительства Мурманской области о реализации программы "Арктический доктор" в качестве пилотного.
"Неважно, как будет называться программа, – сказал он, – важно, чтобы мы обратили внимание на данную проблему, которая только обостряется и не решается должным образом, для того, чтобы северяне получали качественную медицинскую помощь. Поэтому выделение дополнительных средств из федерального бюджета на решение кадровой проблемы – это исключительно важная мера. И второе, необходимо существенно поправить ситуацию по областному онкодиспансеру, удовлетворив заявку региона на финансирование в 2019-2020 годах мероприятий по оснащению радиологического отделения онкодиспансера медоборудованием в рамках разрабатываемой по поручению Президента государственной программы на оказание онкологической помощи".
Выходя за рамки повестки заседания, Александр Макаревич проинформировал членов Комитета еще о двух серьезных проблемах. Первая касается проезда неработающих пенсионеров Севера в отпуск раз в два года и исполнения предусмотренных законом гарантий компенсации его оплаты. Александр Макаревич привел данные по неэффективным расходам, связанным с загрузкой судов исками, которые Пенсионный фонд в 99,7% случаев проигрывает, с выплатой ПФР госпошлин и другими тратами.
Вторая проблема связана с приемными родителями неработающими пенсионерами. Депутат пояснил, что они получают за исполнение договора о приемной семье вознаграждение, с которого в Пенсионный фонд идет отчисление страховых взносов. Из-за этого приемные родители ущемляются в правах – ПФР отказывает им в компенсации оплаты проезда в отпуск, считая работающими гражданами, также им не индексируется страховая пенсия.
Александр Макаревич заявил, что в первом случае выходом из ситуации может стать внесение изменений в ст. 34 закона о северных гарантиях, во втором – в Налоговый кодекс. Выслушав депутата, сенаторы предложили направить в Комитет Совета Федерации все материалы по данным вопросам для подготовки соответствующей законодательной инициативы.
"Если Совету Федерации удастся отстоять перед Правительством РФ предложения, которые были подготовлены и выработаны вместе с органами исполнительной и законодательной власти Мурманской области, то это станет конкретным стимулом к тому, чтобы граждане увидели положительную динамику социально-экономического развития области. Речь идет, в том числе, о возможности газификации сжиженным природным газом объектов энергетики и промышленных предприятий области, и об установлении более благоприятных условий ценообразования на электрическую энергию для предприятий региона с целью решения проблемы северного удорожания товаров и услуг", заявил Александр Макаревич, подводя итоги заседания.