Александр Макаревич: необходимо реально увеличить доходные источники бюджетов Мурманской области и других северных регионов
см. также ↓Председатель Комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Мурманской областной Думы, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Макаревич принял участие в работе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в рамках Дня Мурманской области. По итогам работы парламентарий прокомментировал ряд обсуждаемых тем:
На заседании Комитета, где рассматривался вопрос "Об оценке дополнительных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с увеличением минимального размера оплаты труда и их компенсации за счет средств федерального бюджета в 2018 году", я высказал свою позицию о необходимости реально увеличить доходные источники бюджетов Мурманской области и других северных регионов, а также компенсировать им выпадающие доходы в результате реализации федерального закона от 30 сентября 2013 года, в соответствии с которым была изменена ставка зачисления налога на прибыль в бюджеты субъектов с 18% до 17%. Изъятые таким образом у более обеспеченных регионов средства были перенаправлены на стимулирование инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа.
Для понимания масштаба потерь для Мурманской области называю цифру это более 1,2 млрд руб. Если в 2017 году федеральный центр, как и было предусмотрено законодательством, компенсировал Мурманской области 980 млн руб., то в 2018 ни одного рубля на компенсацию выпадающих доходов не предусмотрено. Кроме того, в 2018 году более чем на 2,5 млрд руб. сокращены безвозмездные поступления из федерального бюджета в областную казну. На 2,69 млрд (9,3%) уменьшились платежи в бюджет по налогу на прибыль организаций. Эти потери следствие ранее принятых федеральными органами власти решений о создании консолидированных групп налогоплательщиков.
Кроме того, в межбюджетных отношениях не учитываются в полном объеме расходы по оплате труда, обусловленные особенностями Крайнего Севера, значительно большие расходы, связанные с оплатой ЖКХ (по дороговизне "коммуналки" регион на четвертом месте в стране), а также мазутозависимость Мурманской области. С учетом установленных на федеральном уровне нормативов в сфере оказания социальной поддержки занижаются показатели доли "бедного" населения и ряд других.
Вот почему я достаточно жестко высказал позицию о необходимости урегулирования этих проблем нужно либо изменять законодательство, возвращаясь к прежней (18%) ставке зачисления налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов (такую позицию поддерживают многие депутаты Госдумы), либо обеспечивать им в полном объеме компенсацию выпадающих доходов. Иначе нам не избежать роста долговой нагрузки.
Дополнительные риски для финансовой устойчивости региона связаны с принятыми решениями об увеличении МРОТ с 1 января и 1 мая 2018 года, а также с принятием Постановления Конституционного суда РФ по "северным надбавкам". В этих условиях перекладывать на плечи субъектов исполнение государственных гарантий, которые предоставляются гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, значит загонять регионы в долговую кабалу. Тем более, что с нынешнего года (раньше, чем это нужно было делать!) прекращена практика предоставления регионам бюджетных кредитов, и недостаток финансовых средств можно пополнять только за счет кредитов в коммерческих банках.
Мою позицию поддержали сенаторы, председатель Комитета Сергей Рябухин и представители других северных территорий Красноярского края, республик Коми и Якутии, которые заявили, что у северных регионов должна быть консолидированная позиция в отстаивании своих интересов.
Выступая по второму вопросу повестки заседания комитета об оценке дополнительных расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в связи с увеличением минимального размера оплаты труда и их компенсации за счет средств федерального бюджета в 2018 году, я прямо заявил, что средства на эти цели в бюджеты субъектов не заложены и все недостающие финансы должны в полном объеме компенсироваться из федерального бюджета. Эта позиция также была полностью поддержана участниками заседания.
К сожалению, сложность ситуации заключается в том, что до сих пор никто на федеральном уровне не может четко определиться, какой объем ресурсов требуется, чтобы эта проблема была решена, а права работников, с точки зрения исполнения гарантий, были в полной мере соблюдены. Федеральные Минтруд, Налоговая служба, Минфин и Росстат дают разную оценку количества работников, нуждающихся в доплатах до новой величины МРОТ, их цифры не совпадают, а разница между ними достаточно существенная.
Мурманская область вовремя "постучалась" в двери федерального центра. В первые недели нового года мы определились с дополнительными потребностями и приняли соответствующие решения в облдуме, доведя информацию об объемах необходимых средств до Правительства РФ и обеих палат Федерального Собрания. И, как показывает время, мы поступили правильно.