Галина Хованская и Валерий Гартунг об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
см. также ↓12 апреля Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Павел Зенькович. Вопрос замминистра задал Валерий Гартунг, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.
Валерий Гартунг:
Павел Станиславович, скажите, пожалуйста, для чего нужно многократно продлять пятилетний срок в связи с тем, что вы уже сказали, 116 тысяч совершеннолетних имеют право на получение жилья, можно прикинуть, через сколько лет они его получат, у нас получается, что к 30 годам, потом ещё пятилетний срок, мораторий на то, чтобы они его приватизировали. А потом вы его ещё многократно можете продлить, то есть он к пенсии, вообще, не сможет приватизировать, у него уже взрослые дети вырастут. Зачем вам этот период? Это первое.
И второе. Как вы соотносите положение закона, по которому предлагается без предоставления жилья выселять родителей, лишённых родительских прав, со статьёй 40 Конституции, где пункт 1 гласит: каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища? Прокомментируйте два этих положения. Спасибо.
Павел Зенькович:
Валерий Карлович, во-первых, начну с конца.
Мы почему вносим эту поправку как раз – выселение с учётом наличия общежития, потому что сейчас ЖК предусматривает выселение в случае неисполнения ряда историй, действительно, суды были в этом плане с вами солидарны, когда были обращения о расселении, выселении родителей, которые лишены родительских прав, фактически на улицу суды их не выселяли, и правильно по большому счёту делали, потому что есть Конституция. Поэтому в данном случае мы как раз вносим поправку, что возможность их переселения в общежитие для того, чтобы не выселять их на улицу, с тем, чтобы можно было в этом вопросе добиться справедливости.
Прошу прощения, там ещё у вас был вопрос по поводу продления пятилетнего срока для спецжилфонда. На самом деле мы это предусматриваем, как редкую исключительную меру. Более того, в этом же законопроекте есть и положение о том, чтобы снять с этого жилья досрочный режим спецжилфонда, когда, например, в случае, если там человек уже живёт, у него есть семья, у него есть работа, у него появились дети, у него есть возможность, используя материнский капитал, приватизировав жильё, расширить. И мы эту возможность тоже предусматриваем, но мы уже об этом говорили сегодня, отвечая на первый вопрос, что, к сожалению, есть дети не адаптировавшиеся. Да, к сожалению, есть, которым просто нужно из-за трудной жизненной ситуации, о которой мы тоже говорили, продлить этот режим. Мы надеемся, и не думаем, что по статистике это будет большое количество детей, но такую возможность мы тоже должны предусмотреть. Спасибо.
Выступление Галины Хованской:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, исключительно важный. Я считаю, что в нашей стране две категории граждан – жители аварийных домов и дети-сироты – это та история, по которой можно сказать – это позор. Это позор нашего государства.
Перейдём непосредственно к законопроекту. У меня такое ощущение, что в этой бочке дёгтя есть две ложки мёда. То есть обратная немножко ситуация. Мы действительно поддерживаем изменения в 44-ФЗ о закупках, мы поддерживаем единый список и реестр, это правильные абсолютно позиции. Но, к великому сожалению, многие позиции нас не устраивают. Более того, у нас есть предложения, которые никак не фигурируют в этом законопроекте. Но я, тем не менее, признательна Павлу Станиславовичу, что он некоторые моменты услышал, я об этом позже скажу.
Я начну все-таки с предложений, потому что тема большая и время ограничено действительно.
Первое предложение. Специализированный фонд, плата за наем. Мы предлагаем освободить от платы за наем в этом фонде.
Можно было заключать не договор найма, как у дворников и прочих служащих, а можно было заключать договор безвозмездного пользования, который бы исключал обязательность этой платы за наем, и не надо было бы доказывать там, малоимущий этот ребенок или не малоимущий.
Это вот предложение, пожалуйста, вы его обсудите.
Дальше. Очень тяжелая категория это дети-сироты, страдающие тяжелыми заболеваниями, причем хроническими.
Поэтому мы предлагаем, соответственно, дополнить, и эта поправка у нас уже есть, часть четвертую статьи 8 пунктом следующего содержания "наличие у детей-сирот тяжелых форм хронических заболеваний..." и, соответственно, обеспечивать их в соответствии с нормой, которая есть в 55 статье Жилищного кодекса, потому что в этом перечне говорится о том, что совместное проживание с ними в одном жилом помещении не допускается. Коллеги, очень важное изменение, тем более учитывая категорию.
И, наконец, вы знаете, эту проблему можно было решить очень быстро, нужна только политическая воля, а у нас в поддержку нашей политической воли есть уже позиция Президента Российской Федерации, который отреагировал на обращение Следственного комитета, на обращение руководителя Администрации Президента и сказал, что надо оплачивать так же, как военнослужащим мы оплачивали, пока не была решена проблема обеспечения жильем наших военнослужащих по Министерству обороны, так же оплачивать плату за наём.
Посчитайте, что будет выгоднее, предложите, когда пойдет бюджет, и решите вы эту позорнейшую проблему, потому что мы готовим для криминала людей, мы их выбрасываем на улицу. Это совершенно недопустимо.
Я хочу сказать, что это поручение Президента и его согласие на это было 31 декабря 2017 года, пожалуйста, вот оно есть. Будьте более настойчивы, когда принимается бюджет, по защите жилищных прав наших детей-сирот.
Теперь с чем мы категорически не согласны? Об этом уже говорили коллеги, спасибо им за это, мы совершенно не согласны с неоднократным продлением срока. Вы сами сказали, Павел Станиславович, что у нас там из 258 тыс. 166 тыс. совершеннолетние, значит, остальные 90 тысяч – это уже те, кто старше 23 лет, преодолели рубеж в 18 лет. Я хочу сказать, что за эти помещения, если это специализированный фонд, надо платить взнос на капремонт, а вы знаете, какие долги у нас у публичной власти по взносу на капитальный ремонт, это больше чем у граждан долги. Поэтому мы считаем, что надо не только исключить эту неоднократность, потому что если речь идет о тяжелобольных, это совершенно другая история, это интернаты.
Но и подумать о том, чтобы пятилетний срок по обращению по возникновению ситуации в семье, когда там родился ребенок и так далее, и полноценный уже человек, получивший в 30 лет наконец эту квартиру, чтобы можно было этот срок сократить. Ведь у нас даже в 40 лет получают это жилье, не зря Ингушетия у нас здесь выступала с такой законодательной инициативой. Мы их поддерживаем.
Дальше. Нужно прекратить эти обмены принудительные и как основание для того, чтобы потом предоставлять жилье. Но вы понимаете, это либо теоретически возможно, а точнее, в 99% случаев невозможно, либо даже теоретически невозможен этот обмен. Пожалуйста, учтите эту ситуацию.
В отношении переселения родителей, лишенных родительских прав, по нормам общежития. Это слишком большая роскошь. Как раз здесь вы не умеете деньги считать, потому что даже шесть метров в каких-то общежитиях, которых уже не существует, где вы найдете эти шесть метров, и кто за это будет платить? А это дополнительная нагрузка. Может быть, два раза по шесть метров, и можно было бы обеспечить ребенка нормальными жилищными условиями?
Я очень вас прошу внимательно отнестись к нашим замечаниям, и я категорически не согласна с тем, чтобы детей-сирот выселять за неуплату. Надо рассматривать, если это малоимущий, он не должен платить за социальный наём, он не должен платить взнос на капитальный ремонт. Эти все моменты надо, безусловно, учесть.