Выступление Сергея Миронова на заседании Государственного совета по вопросам развития конкуренции
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов 5 апреля выступил на заседании Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, которое состоялось под председательством Президента РФ Владимира Путина:
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Государственного совета, участники заседания!
Для партии, которую я имею честь возглавлять, для СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ очевидно: создание реальной конкурентной среды в российской экономике ‒ это в первую очередь вопрос доверия общества качеству власти и, конечно, вопрос качества жизни и благополучия каждого гражданина. Хотел бы коротко остановиться на трёх сферах с точки зрения развития в них конкуренции, которые особенно чувствительны для наших граждан.
Первое ‒ это рынок социальных услуг. Государство допустило коммерческие структуры и некоммерческие организации (НКО) к оказанию социальных услуг населению. Однако преимущество прежде всего бюджетного финансирования остаётся по‑прежнему за региональными госструктурами. То есть равные условия конкуренции на рынке социальных услуг ещё не созданы.
Конкуренция на рынке социальных услуг идёт не за потребителя, а за ресурсы, за бюджетные деньги и различные гранты фондов. Антимонопольное законодательство на социальные услуги пока не распространяется. Поэтому на этом рынке действуют два принципа ‒ "дёшево и сердито" и "хорошо, но дорого", ‒ которые почти не пересекаются.
Если посмотреть на тарифы, по которым социальные службы оказывают соответствующие услуги, то в одних случаях они бывают достаточными, в том числе и для привлечения негосударственных структур, а в других ‒ нет. Часто реальные издержки НКО превышают тарифы от двух до шести раз. Если сбалансировать тарифы, то перспектива создания конкурентного рынка социальных услуг, конечно же, есть, надо лишь устранить правовые, экономические, организационные и административные барьеры, препятствующие вхождению на этот рынок новых поставщиков.
По нашему мнению, все бюджетно-социальные учреждения надо последовательно переводить в автономные некоммерческие организации, и пусть они на равных конкурируют с НКО, с коммерческими структурами, с индивидуальными предпринимателями, а возможно, и между собой.
Уверен, что НКО привнесут на этот рынок социальную ответственность и порядочность, а коммерческие структуры в свою очередь ‒ конкурентность, деловитость, организованность и технологичность. Развивая конкуренцию на рынке социальных услуг, у региональных властей достаточно рычагов контроля за качеством государственного внимания к судьбам пожилых, больных и неимущих.
Вторая сфера ‒ это аптечные сети. Аптечная сеть растёт, количество аптек за 2017 год по сравнению с 2016 годом выросло на 6%. Это весомая цифра, особенно в современной экономической ситуации. Растёт и доля негосударственного сектора ‒ за прошлый год в натуральном выражении на 13%. Всё как бы в пользу конкуренции.
Но цены на лекарственные препараты, не контролируемые государством, продолжают расти. Цены на препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых, но продающиеся без рецепта, только за первое полугодие 2017 года выросли на 7,6%, то есть вдвое быстрее уровня инфляции.
Первая причина этого ‒ аптеки крайне неравномерно распределены по территории страны.
Вторая причина ‒ в городах-миллионниках, как правило, появление новых аптек практически исключено. Такие города плотно покрыты несколькими дискаунтерами, и войти на рынок другим крайне сложно, если вообще возможно. Аптек много, но монополия была и есть.
Третья причина. Картельные соглашения при получении заказов для государственных и муниципальных нужд на фармацевтическом рынке составляют более 13% от общего числа выявленных картелей, второе место после строительства.
Сейчас Правительством активно обсуждается возможность выхода на фармрынок продуктового ритейла. С одной стороны, это должно привести вроде бы к ужесточению конкуренции, но как быть с контрафактом?
Сейчас доля контрафакта на этом рынке оценивается в 7,4%, что составляет без малого 70 миллиардов рублей. Но если ритейлеры получат возможность продавать лекарства, эта доля может существенно вырасти.
На разных рынках условия конкуренции разные. Даже в странах Евросоюза аптечная сеть неконкурентна, поэтому цены практически на все лекарства там утверждаются ежегодно. Думаю, нам также необходимо пересмотреть ценовую политику на лекарственные препараты, а не изобретать новые схемы конкуренции.
И третья сфера ‒ строительный рынок. За разговорами о конкуренции на этом рынке идёт неприкрытая картелизация, распределение подрядов между своими под маской конкурсных процедур. Это настоящий бич отрасли, особенно на региональном уровне.
По данным Федеральной антимонопольной службы, строительный комплекс лидирует по количеству картельных соглашений при получении подрядов для государственных и муниципальных нужд более 24% от общего числа выявленных картелей.
Более того, по информации Национального объединения строителей, в отдельных регионах до 95% строительного рынка может занимать одна компания, монополия которой основана на отношениях с региональной властью. По данным Министерства строительства, большинство застройщиков, а именно 98%, строят только в своём, так сказать, "домашнем" федеральном округе.
Создание институтов саморегулирования отрасли тоже не привело к оживлению конкуренции, скорее, наоборот. На практике многие региональные ассоциации стали напоминать средневековые цеха, превратились в регалии и средства монополистического контроля регионального строительного рынка, препятствующие появлению на нём внешних игроков. В связи с этим считаем, что стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации требует доработки.
Необходимо прописать, что среди участников конкурсов на государственные, муниципальные и строительные подряды должно быть не менее одной компании из другого субъекта Федерации и одной компании из другого федерального округа. Это станет надёжным средством от отраслевой автаркии и непрозрачности на региональных рынках.
И в заключение. Для развития конкуренции и определения приоритетных задач по созданию конкурентной среды в экономике мы, безусловно, должны опираться и на комплексные общесистемные положения Указа Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, и на многочисленные федеральные, региональные программы по развитию конкуренции, и обязательно учитывать отраслевую специфику работы в этой отрасли.
При этом почти для всех отраслей экономики действуют так называемые спросовые ограничения развития конкуренции, я имею в виду уровень платёжеспособности населения, который, как известно, к сожалению, крайне невысок. Кроме того, мешают созданию конкурентной среды в экономике регионов и ограничения здоровой и честной партийной политической конкуренции. Но эта тема, очевидно, другого отдельного совещания.
Спасибо за внимание.