Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении закон о праве жителей многоквартирных домов заключать прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Фактически революционный документ вводит новые правила игры для участников рынка ЖКХ и отсекает от коммунальной кормушки лишних посредников. Учитывая, какое огромное количество жалоб в последние годы предъявлялось управляющим компаниям по поводу завышенных счетов, появилась надежда на более прозрачные отношения между собственниками и ресурсниками. Прокомментировать принятие важного документа и его непосредственное влияние на дальнейшую работу участников рынка ЖКХ "ФедералПресс" попросил депутата Государственной Думы РФ Дмитрия Ионина.
– Третье чтение нового законопроекта, которого многие ждали давно, прошло так же гладко и быстро, как предыдущее второе или же на последней стадии возникли какие-то сложности и возражения?
– Нет, проблем на завершающем этапе принятия законопроекта не было. Они были раньше, ведь закон почти три года лежал "под сукном". Не секрет, что лоббизм управляющих компаний – достаточно мощный, и им удавалось найти рычаги, чтобы сдержать эту инициативу и продолжать пользоваться деньгами на коммунальные ресурсы в своих собственных интересах. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки удалось только после личной встречи Председателя СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Сергея Миронова и председателя профильного Комитета Госдумы Галины Хованской с Президентом России Владимиром Путиным.
После его одобрения пошла реальная работа. В конце прошлого года мы прошли первое чтение закона, но даже после этого были попытки вставить палки в колеса. Неожиданно, уже после первого чтения, всплыло отрицательное заключение на законопроект и ситуацию был вынужден в ручном режиме разрешать профильный вице-премьер Дмитрий Козак. После этого, слава богу, никаких ЧП уже не случалось.
– Дмитрий Александрович, как повлияет новый закон на дальнейшую работу управляющих компаний?
– Закон реально нужный, исправляющий "родовые травмы" Жилищного кодекса. До его принятия абсолютно все управляющие компании в стране были убыточными. Из-за неплательщиков, а также сверхнормативного потребления. Отсюда и такое качество работы УК, жалобами на которое завалены абсолютно все инстанции. Ситуацию надо менять, даже если приходится резать по живому, как в случае с прямыми договорами. Вопрос в том, что это лишь первый шаг. Нужен большой комплекс мероприятий, чтобы поменять наше дырявое жилищное законодательство. И очень важно, чтобы на это хватило политической воли.
– Какое будущее, по-вашему, ждет управляющие компании и какие задачи сейчас ставятся перед ними в первую очередь?
– После принятия закона о прямых договорах "управляшки", как и было задумано, превратятся в сугубо обслуживающие организации. Вывоз мусора, мытье подъездов, текущие ремонты, содержание лифта и так далее. Это будет приносить им существенно меньше денег, чем те баснословные доходы, которые раньше удавалось получать, манипулируя деньгами ресурсников, а то и элементарно воруя их. Соответственно, с рынка уйдут те, кто не заинтересован в каждодневной кропотливой работе. Ну и пусть уходят – скатертью дорога. Только, желательно, чтобы на дорожку еще и посидели.
– Один из наших экспертов недавно привел пример с жителями Первоуральска, которые перешли на прямые договора с компанией "Энергосбыт". После они стали жаловаться на завышенные счета. Не получается ли так, что новый закон перекладывает финансовые проблемы на жильцов многоквартирных домов? Что вы скажете про слабые стороны закона?
– Самой слабой стороной является тема контроля за начислениями ресурсников. Не секрет, что ресурсоснабжающие организации порой имеют просто-таки неуемные аппетиты. Практика показывает, что ресурсники часто выставляли управляющим компаниям завышенные счета за потребление. Тут в дело вступают бухгалтеры, юристы и технические специалисты, идет сторнирование, в результате чего, как показывает практика, счета по согласованию сторон уменьшаются примерно на 20-30%.
В случае прямых расчетов заниматься сверками цифр и сторнированием смогут только дома, в которых есть активные и опытные советы домов. И, к сожалению, пока этот важнейший момент не учтен. В ответ мы слышим аргумент из серии "но и управляющие компании часто грешили завышенными счетами, так что просто надо закон соблюдать". Я только за, но надо смотреть реальную практику и ужесточать наказание для ресурсников за нарушения при начислениях.
– Какие еще изменения в законодательстве участникам рынка ЖКХ стоит ждать в ближайшее время? И чем они вызваны?
– В первом чтении был принят первый законопроект № 332647-7, соавтором которого я являюсь. Он важен для дебюрократизации сферы ЖКХ и борьбы с нарушениями управляющих компаний. Среди соавторов закона член Совета Федерации, бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Раньше субсидии на ЖКХ начислялись на основании данных управляющих компаний. Есть задолженность за жилищно-коммунальные услуги – компенсация части расходов из бюджета приостанавливается. Но мало-ли какие долги может нарисовать управляющая компания?! Сколько случаев, когда появляются непонятно откуда взятые долги, начисленные якобы еще во времена царя Гороха.
Внеся изменения в ч.5 ст.159 и ч.3 ст. 160 Жилищного кодекса, мы убрали управляющую компанию из этого процесса. Теперь предоставление субсидий можно приостановить только в случае, если задолженность за услуги ЖКХ официально подтверждена решением суда. При этом информацию о задолженности органы власти запрашивают сами, а не заставляют людей бегать со справками. Бремя доказывания – не на гражданах, а на государстве! Очень хотелось бы, чтобы прецедент совместных межфракционных усилий, которые привели к положительным изменениям нашего глубоко дырявого жилищного законодательства, не был единичными случаем, а превратился в систему, но пока другие, более глобальные законопроекты, стопорятся лоббистами от ресурсников и управляющих компаний, засевшими, как в Думе, так и в органах исполнительной власти.
Источник: ФедералПресс