27 марта Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 231602-7 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении возможности продления срока существования особых экономических зон). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступил Дмитрий Ионин:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Очень важно посмотреть на рассматриваемый нами вопрос сейчас, с точки зрения взаимодействия особых экономических зон и такой популярной нынче темы, как цифровая экономика.
Как вы помните, цифровая экономика заняла важное место в Послании Президента. Необходимость развития этого направления было нам обозначено.
Прошлым летом было принято соответствующее постановление Правительства, но, к сожалению, до сих пор у нас не отрегулирован этот вопрос с точки зрения даже дефиниции и понимания различных ведомств или различных исполнителей, вообще, что такое цифровая экономика. В этом плане, конечно, очень важно, что у нас коллеги: Аксаков, Дивинский, Николаев внесли, наконец, два законопроекта, связанных с цифровой экономикой. В ближайшее время мы их будем рассматривать.
Но если говорить в привязке к особым экономическим зонам, хотел бы обратить внимание на соседнюю республику – Республику Беларусь, где в конце декабря был подписан так называемый Декрет №8 о развитии цифровой экономики. И сегодня, 27 марта, он у них вступает в силу.
Многие положения Декрета являются новеллами с точки зрения действующего законодательства и в части операций с криптовалютами, и в части смартконтрактов, и в части регулирования процедуры ISO, в части вообще регулирования майнинга, определений и так далее. И на это, в принципе, в основном, и обращают внимание специалисты, которые исследовали данный Декрет. Но, обсуждая этот прецедент, не стоит ограничиваться темой криптовалюты и блокчейна, гораздо шире надо посмотреть. Есть очень интересный момент – это пункт пять в этом Декрете, который гласит: провести в рамках парка высоких технологий правовой эксперимент по апробации новых правовых институтов на предмет возможности их имплементации в гражданское законодательство Республики Беларусь.
Парк высоких технологий – это как раз особая экономическая зона. И белорусы рискнули сделать, действительно, такой достаточно феноменальный момент, связанный с тем, что на территории этой особой экономической зоны действует совершенно другое законодательное обеспечение. То есть, по сути, очень многие и на сегодня, я думаю, кто занимается особыми экономическими зонами на практике сталкивались с тем, что многие потенциальные резиденты, готовые участвовать в работе особых экономических зон, говорят о непростом нашем гражданском законодательстве, об определенной зарегулированности, когда рассматривают возможность разместить у нас то или иное производство.
Белорусы пошли таким путем: они совершенно создали особый правовой режим и, нарабатывая на территории этой особой экономической зоны определенные компетенции, определенные вопросы, которые складываются у потенциальных участников или у действующих участников, они моментально это все трансформируют в изменения в Гражданский кодекс, то есть это такой опытный полигон, опытная площадка. И это действительно на сегодня привлекает.
Сегодня началась практика, но потенциально уже много там резидентов, готовых идти в этот парк высоких технологий именно с точки зрения темы развития отраслей цифровой экономики. Я думаю, что нам надо, во-первых, конечно, обсудить с Правительством и посмотреть, как у наших соседей это получится, потому что эксперимент достаточно смелый, и я думаю, что и с точки зрения Государственной Думы, я бы хотел обратиться к профильному комитету, к Вячеславу Викторовичу, давайте внимательно посмотрим этот интересный прецедент, как у них это будет развиваться и подключим депутатов к этой работе.
Спасибо.