Председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, депутат фракции "СР" Анатолий Аксаков, член Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, депутат фракции "СР" Олег Николаев, депутат фракции "Единая Россия" Игорь Дивинский и член Совета Федерации Николай Журавлев внесли в ГД проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)".
Как говорится в пояснительной записке, законопроект разработан в рамках реализации положений части 4 главы IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми должны быть предложены решения, связанные с развитием альтернативного источника финансирования проектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития (в первую очередь высокотехнологичных компаний) коллективного финансирования (краудфандинга и краудинвестинга).
Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
По словам авторов законопроекта, деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. Такие услуги состоят в соединении спроса на инвестиции со стороны участников инвестиционной платформы, привлекающих инвестиции, и предложения инвестиций со стороны участников инвестиционной платформы, являющихся инвесторами. Указанные услуги оказываются с использованием инвестиционной платформы, которая представляет собой информационную систему в сети интернет, отмечается в пояснительной записке.
Результатом оказания услуг по краудфандингу является передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции, которая опосредуется заключением договора с использованием инвестиционной платформы и возникновением у лица, привлекающего инвестиции, соответствующих обязательств перед инвесторами, говорится в проекте закона.
Наряду с традиционными формами, закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предлагается использовать такую новую, характерную для современного этапа развития отношений краудфандинга форму, как приобретение токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных.
Оказание услуг, способствующих привлечению инвестиций, посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам инвестиционной платформы, составляет существо новой регулируемой услуги услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга), отмечают авторы законопроекта. Операторами инвестиционной платформы могут являться российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.
Законопроект также предусматривает несколько ограничительных механизмов в процессе инвестирования, направленных на защиту инвесторов.