О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Газзаев: надо уделить внимание развитию детско-юношеских спортивных школ

13 февраля 2018

 см. также ↓

Заместитель председателя Комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, депутат фракции "СР" Валерий Газзаев выступил с докладом на парламентских слушаниях "Правовые и организационные вопросы повышения физической активности детей", которые состоялись в ГД 13 февраля:

 mp4 

– Прежде всего, мне хочется отметить всю важность проблемы, которую мы обсуждаем. Выступая на открытии форума "Россия – спортивная держава", Президент страны Владимир Путин особо отметил, что "выбор в пользу спорта среди молодых людей становится очевидной тенденцией в нашей стране, это становится модным. И государство продолжит работу по созданию условий для занятий физической культурой и спортом".

Физическая активность и спорт традиционно несут большую социальную и воспитательную нагрузку. Это, прежде всего, борьба за здоровый образ жизни, победа над наркотиками и алкоголем, возвращение молодежи из виртуального мира компьютеров в реальный мир созидания.

Исследования последних лет выявили глобальную тенденцию к снижению двигательной активности населения. В России за период с 1995 года физическая активность снизилась на 18%, а прогноз до 2030 года предполагает снижение на 32% по сравнению с 1995 годом.

И это общемировая проблема. В США за два поколения физическая активность снизилась на 30%, в Великобритании – на 20%, в Китае за последние 20 лет – на 45%.

При этом, по оценкам экспертов, экономика разных стран терпит значительные убытки от физической пассивности населения. В шести странах мира (России, США, Китае, Великобритании, Индии и Бразилии) затраты на ликвидацию последствий гиподинамии оцениваются на сумму более 218 млрд долларов.

На сегодняшний день у нас принято довольно много различных программ по развитию детско-юношеского спорта. И это не может не радовать! Ведь физически активные дети и подростки имеют более низкий уровень артериального давления, более высокую плотность костной ткани и нормальное содержание жировой ткани по сравнению с их малоподвижными ровесниками.

Сегодня хорошо известно, как мотивировать детей быть физически активными и полюбить спорт на всю жизнь. Качественно подготовленная и профессионально реализованная программа меняет траекторию жизни ребенка в лучшую сторону, помогая ему реализовать свой потенциал.

Нам нужно предложить подросткам конкурентоспособную альтернативу компьютерным играм и круглосуточному сидению в социальных сетях. Думаю, что нисколько не преувеличу опасность, если скажу, что уже сегодня такой образ жизни составляет реальную угрозу здоровью российских детей.

За прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли свыше 200 детей. Раньше в школах были ставки медсестры и врача на постоянной основе. И они имели сведения о всех детях, поэтому на занятиях физкультурой учитывались особенности некоторых учеников. Сейчас такая практика осталась только в спортивных школах (без медицинской справки детей не допускают на занятия спортом).

Уважаемые коллеги! В период между младенчеством и юностью формируются основные навыки опорно-двигательной системы, закладывается фундамент дальнейшего физического развития ребёнка. Это также период быстрого развития мозга, формирования мышечной и эмоциональной памяти. Навыки, приобретённые в этот промежуток жизни ребёнка, остаются на всю жизнь.

Одним из эффективных подходов к повышению двигательной активности служит формирование благоприятной школьной среды. Это особенно важно, потому что в младшем школьном возрасте дети принимают 70% решений относительно участия или неучастия в физической активности, исходя из субъективно оцениваемого ими уровня своей подготовленности.

Активная школа – это учебное заведение, в котором школьникам обеспечивается: норма двигательной активности, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения до, во время и после уроков – это 60 минут в день; качественное преподавание физического воспитания; общая культура двигательной активности.

Сегодня наших детей вполне сознательно подсаживают на определенную модель поведения. Проще говоря, им внушается установка, что сидеть день и ночь за компьютером, жевать чипсы, гамбургеры и запивать их энергетиком модно и престижно. И, к сожалению, приходится констатировать, что нам пока с большим трудом удается противостоять этой атаке на общественное сознание.

Поэтому перед нами стоит задача создания городской среды благоприятной и безопасной для проявления физической активности, включающей самый широкий спектр структурных элементов: жилье, дороги, беговые и велодорожки, транспортные сети, магазины, парки и общественные места. Определяющее значение имеет наличие, близость и доступность спортивных объектов, рекреационных парков, детских площадок, а также мест для отдыха и развлечений. Дети должны иметь возможность передвигаться на велосипедах, самокатах, роликах без непреодолимых барьеров по пути в школу.

Физическая активность детей и взрослых должна стать естественной и неотделимой частью государственных программ по развитию физической культуры, массового спорта, а также таких программных документов, как стратегия здорового образа жизни, стратегия развития воспитания детей, региональных, городских планов, плана воспитательной и учебной работы школы.

В связи с этим имеет смысл подумать над включением в закон об образовании понятия норм минимально необходимой физической активности детей, а также законодательного закрепления понятия "школьная медицина" и изменения градостроительного законодательства в части формирования дружественной для физической активности городской среды.

И здесь еще раз хотел бы процитировать слова Президента: "Мы будем, безусловно, приветствовать тех, кто берёт на себя заботу и ответственность по созданию дворовых команд, развитию школьного и студенческого спорта, проведению различных соревнований; будем, безусловно, поддерживать физкультурно-спортивные организации и возрождение движения ГТО".

Могу вам сказать, что вместе с газетой "Спорт Экспресс" я курирую дворовый футбол Москвы и Московской области, в котором участвуют 187 команд (три лиги).

Нам необходимо сохранить и расширить возможности занятий спортом не только для одаренных детей, способных к достижению высоких спортивных результатов, но и для тех, кто, возможно, большим спортсменом никогда не станет, но может и должен овладеть навыками физической культуры, поверить в себя, закалить характер в ходе спортивных состязаний. И на этом направлении нам следует большое внимание уделить развитию детско-юношеских спортивных школ, сделать их массовыми и доступными.

Идеи повышения физической активности детей должны найти отражение в правительственных и ведомственных документах, в том числе в стратегии продвижения здорового образа жизни на период до 2025 года.

Необходимо сконцентрироваться на интегрировании физической активности в повседневную жизнь ребенка. Надо как можно скорее принять нормативно-правовую базу для эффективной модели "школьной медицины". Стоит подумать над внедрением концепции Активной школы в масштабах России.

Серьезное беспокойство вызывает кадровый вопрос. Необходимо разработать новые требования к квалификации и подготовке учителей, тренеров и воспитателей, установить общие принципы и стандарты для специалистов, работающих с детьми по методикам повышения физической активности. Отдельная просьба к ведомствам – при формировании программы создания современной образовательной среды для школьников и определении образовательных стандартов учитывать необходимость повышения физической активности детей.

И главное, – поднять заработную плату и соответственно социальный статус школьных учителей физической культуры и тренеров, занимающихся с детьми и подростками.

Сегодня при таком уровне заработков привлечь к работе стоящих профессионалов чрезвычайно сложно. Я говорю об областных центрах. В районах ситуация ещё сложнее. На мой взгляд, необходимо в ближайшее время принять федеральную программу по развитию детско-юношеского спорта, включающую решение всех вышеперечисленных задач, а также определить стратегию развития физического воспитания детей до 10 лет.

От того, какие решения мы с вами примем сегодня, насколько эффективно построим работу по повышению физической активности детей, без всякого преувеличения зависит будущее здоровье, качество и продолжительность жизни наших граждан.

Спасибо за внимание!

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International