26 января Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 337536-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Олег Шеин и Валерий Гартунг. Выступил Валерий Гартунг:
Олег Шеин:
Уважаемый Максим Александрович, я этот вопрос задавал с год назад коллеге Артемьеву из антимонопольного комитета, он счел его достаточно разумным. Одна из моделей отсечения конкуренции и перехода к единственному поставщику услуг, например, заключается в том, чтобы при размещении условий конкурса написать, что оплата за проведенную работу будет осуществлена в течение трех лет. Что значит: в течение трех лет? Это означает для дружественных компаний послезавтра утром, а для всех остальных – спустя 36 месяцев, и понятно, что в результате на такие конкурсы мало кто заявляется.
Вопрос: регулируется ли данная ситуация в рамках предложенного проекта? И если нет, то насколько это возможно сделать при рассмотрении текста во втором чтении? Спасибо.
Максим Овчинников:
Уважаемый Олег Васильевич, спасибо за вопрос.
Данная норма не регулирует этот вопрос, но эти нормы, по сути дела, регулируются другими статьями федерального закона. В практике, когда мы выявляем случаи такой дискриминации или возможной дискриминации в силу соответствующих условий государственных контрактов, мы, разумеется, признаём такие контракты или проекты таких контрактов не соответствующими требованиям закона "О контрактной системе", и ещё на стадии рассмотрения жалоб, мы отменяем такие конкурсные процедуры либо даём предписания государственным заказчикам вносить изменения в контракт.
Невозможно сейчас установить условия оплаты таким образом, чтобы через три года, к примеру, оплачивать после исполнения работ, такая оплата должна по факту осуществляться в тот срок, который предполагает исполнение работ по контракту. Спасибо.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Максим Александрович! Я напоминаю, что вы обещали ко второму чтению нам предоставить проекты документов, которые должны быть подготовлены. Это первое.
Второе. Всё-таки я хотел бы ещё вопрос вам задать. Да, этот законопроект направлен на то, чтобы регламентировать процедуры закупок у единственного поставщика и коррупционную составляющую снизить, в этом плане мы здесь поддерживаем вас. Вместе с тем у нас, кроме 44-ФЗ, есть 223-ФЗ, в котором закупок госкомпаниями осуществляется в пять-шесть раз больше, чем по 44-ФЗ. И там, по данным Минфина, на сегодняшний день уже 93% неконкурентными способами закупается.
Что вы можете предложить, для того чтобы сократить этот процент закупок с 93% неконкурентными способами хотя бы там до половины? Спасибо.
Максим Овчинников:
Уважаемый Валерий Карлович, спасибо за вопрос.
Мы обязуемся подготовить соответствующие проекты актов Правительства и проекты актов Президента, как я и говорил, а в части 223-го федерального закона, безусловно, будет продолжена работа по оптимизации требований к закупочной деятельности. Тут два направления работы. Разумеется, всегда есть недобросовестные заказчики, которые стремятся увести все закупки в плоскость единственных поставщиков с тем, чтобы не проводить конкурсные процедуры и, по сути, распределять деньги по своему усмотрению. Но также бывают случаи, когда заказчики вынуждены размещать у единственных поставщиков такие закупки ввиду сложности товаров, работ, услуг, которые они закупают. Поэтому в настоящее время Федеральная антимонопольная служба вместе с заинтересованными органами исполнительной власти будет готовить предложения по совершенствованию таких сложных схем закупок в сложных системах кооперации для того, чтобы не толкать заказчиков размещаться у единственных и сделать всё, чтобы у заказчиков были в доступе различные альтернативы, позволяющие эффективно выстраивать сложные системы кооперационных связей.
Будем также советоваться с уважаемыми коллегами, и представлять свои предложения на рассмотрение в комитетах. Спасибо.
Выступление Валерия Гартунга:
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)!
Наша фракция, безусловно, поддерживает этот законопроект и поддерживает его потому, что он направлен на более четкую регламентацию процедур закупок у единственного поставщика.
Но, в чем проблема? Ради этого я и вышел на эту трибуну.
Давайте мы посмотрим весь объем госзакупок, закупок по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Если у нас под контролем государства находится 70% российской экономики, это примерно объем 70 трлн рублей. Давайте посчитаем, сколько же должно быть госзакупок в этом случае, которые будут подпадать под 44-й и 223 ФЗ суммарно. Примерно 35 трлн рублей, оно примерно так и было три-четыре года назад. Когда Артемьев здесь выступал с трибуны Думы, он говорил, что по 223-ФЗ закупок осуществляется у нас 28 трлн рублей.
Я взял данные за первое полугодие 2017 года, Минфин у нас сейчас мониторит эту ситуацию, получилась сумма гораздо меньше. Но тогда еще не была принята поправка, по которой закупки у аффилированных лиц выводятся из-под регулирования этого закона 223-ФЗ, она была принята в конце прошлого года в декабре. То есть получается, сейчас у нас еще на несколько триллионов рублей из-под госконтроля выйдет, вообще из-под любого госконтроля, не то, что закупки у единственного поставщика, конкурентные, неконкурентные процедуры, любые процедуры, вообще никакого контроля.
То есть получается, что мы сейчас регламентируем процедуры, которые должны проходить предложения Президенту, чтобы он принял решение о закупках у единственного поставщика. То есть мы Президента вгоняем в жёсткие рамки и Правительство тоже. Наверное, правильно. Но при этом на десятки трлн рублей вообще из-под госконтроля выводим. Объясните мне логику. Объясните, зачем мы это делаем? То есть мы контролируем там на несколько десятков млрд рублей, а на несколько десятков триллионов выводим из-под контроля. И самое интересное, ФАС это согласовала. Понимаете? Мне непонятна логика.
Поэтому, коллеги, если мы здесь хотим найти средства для решения социальных проблем граждан, и мы хотим сверстать наш бюджет, то, наверное, искать-то надо не там где светло, а там, где потерял. Как в анекдоте. Там, где десятки триллионов рублей выходят из-под госконтроля. Это государственные закупки по 223-ФЗ и по 44-ФЗ. Я их все называю государственными закупками, потому что компании, принадлежащие государству, такие же государственные компании, как и муниципалитеты, например, унитарные предприятия. Там везде государственные деньги. Поэтому мы считаем, что нужно именно эту отрасль регулировать. А что мы получаем от Правительства? Мы получаем косметические правки действующего законодательства, которые правильные, но они всего лишь косметические. Они ровным счетом ситуацию в экономике не изменят и не решат. Поэтому мы, конечно же, поддержим такое решение, но ждем от вас более решительных шагов по сокращению издержек при государственных закупках и обеспечению выполнения социальных обязательств граждан, прежде всего, федеральным бюджетом.