Анатолий Аксаков об ответственности за нарушение требований при долевом строительстве
см. также ↓24 января Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проекты федеральных законов № 322981-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и № 322973-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данным законопроектам выступил председатель Комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Этот законопроект, к сожалению, не про тех дольщиков, которые попали в беду и испытывают сейчас проблемы, этот законопроект направлен на то, чтобы больше таких проблем не возникало. Я уверен, что если мы его поддержим, Президент подпишет, то больше проблемы дольщиков у нас возникать не будет.
Тем не менее, на мой взгляд, некоторые вопросы, касающиеся существующих проблемных дольщиков, нам надо попытаться и в этом законопроекте решить.
Я из Чувашии, и как во всех регионах России, у нас есть тоже дольщики. Так вот, в реестре проблемных объектов находится только один, а реально к нам как к депутатам Госдумы, ко мне, и к Олегу Николаеву, я думаю, и к другим нашим коллегам из Чувашии обращаются люди с многих других десятков объектов, и они не включены в реестр по формальным признакам, которые, на мой взгляд, необходимо подкорректировать, и мы вполне можем это сделать. Например, продление введения объекта должно быть ограничено очень жестким сроком, поскольку многих в реестр не включают, им, этим застройщикам дают право продлевать сроки введения, и таким образом по формальным признакам они не подпадают в проблемные. При этом люди деньги вложили и не видят конца своей проблемы, когда будет введен объект.
Что касается этого законопроекта, деньги, которые люди отдавали напрямую застройщикам (а это ежегодно ну не менее 1,5 трлн руб.), они никуда не пропадут, они будут аккумулироваться на специальных так называемых эскроу-банковских счетах. Это счета, с которых деньги можно направить бенефициару, то есть застройщику, только тогда, когда будут выполнены (это в соответствии с Гражданским кодексом) определенные обязательства застройщика. Введен объект, построил дом, сдал его, значит, деньги с этого эскроу-счета можно будет направить соответствующему застройщику. И таким образом вообще будет проблема снята, поскольку все риски использования не в целевом направлении денег дольщиков будут сняты.
В связи с этим я считаю необходимым нам ещё подискутировать по поводу требований к застройщикам, поскольку мы жесткие требования к застройщикам вводили, исходя из условий, когда деньги напрямую им идут от дольщиков. Сейчас же деньги застройщику не поступают напрямую, и только когда он сдаст объект, он получит соответствующие деньги дольщиков, то, соответственно, можно было бы либерализовать эти требования, по крайней мере их не прописывать в законе, а дать больше гибкости для взаимоотношений между банком и застройщиком для того, чтобы банк мог отбирать того, кто будет эффективно работать, иногда по формальным признакам, не подходя под те требования, которые сегодня прописаны в законе.
Далее. Будут случаи возникать, когда разрываться всё-таки договоры долевого участия будут, например, по инициативе дольщиков, всякое может быть, какие-то условия не выполняются. В связи с этим необходимо прописать, каким образом деньги, хранящиеся на эскроу-счетах, а их нельзя просто так снять, если деньги на обычном счете ты можешь в любой момент снять, и это твое право, то если деньги на эскроу-счете, вкладчик, человек, дольщик не имеет права забрать в любой момент. Поэтому необходимо прописать эти процедуры более четко, для того чтобы у граждан не возникали проблемы, если разрываются договоры долевого участия.
На этом счете могут накапливаться значительные суммы, и они могут не вместиться в сумму 1,4 млн руб., которая сегодня застрахована системой страхования вкладов. Поэтому, конечно, нам надо прописать норму, по которой большая сумма должна быть защищена. У нас есть уже в законодательстве такая норма, которая позволяет в отдельных случаях защищать системой страхования суммы до 10 млн руб. На мой взгляд, эту же практику, эту норму надо распространить на случаи накопления денег участников долевого строительства, граждан на этих специальных эскроу-счетах.
И возможность открытия дистанционно таких счетов гражданами, если они уже идентифицированы банками, если о них есть полная информация в кредитной организации, также должна быть, на мой взгляд, прописана в законе.
Ещё один вопрос, который можно было бы, на мой взгляд, урегулировать, он связан с так называемыми жилищно-накопительными вкладами. Мы здесь много раз обсуждали тему стройсберкасс, жилищно-накопительный вклад – это аналог стройсбервкладов. Такие вклады специально накапливаются гражданами в течение определённого промежутка времени на льготных условиях в банке, и банк обязуется, что в определённый срок, когда накопится сумма, например, для первоначального взноса, выдать на льготных условиях опять же ипотечный кредит, для того чтобы этот гражданин мог купить соответствующую квартиру.
На мой взгляд, было бы правильным здесь опять же дать возможность формировать такие вклады и защитить системой страхования жилищно-накопительные вклады, и тогда люди смелее смогут эти вклады формировать, накапливать первоначальный взнос, а потом, получая ипотечный кредит, вкладывать эти деньги в жилищное строительство.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддержит этот законопроект и будет активно участвовать в его доработке ко второму чтению. Спасибо за внимание.