Олег Нилов и Олег Николаев о государственной монополии на производство и оборот этилового спирта
см. также ↓10 января Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 273397-7 "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта". С докладом по данному законопроекту выступил один из его авторов Олег Нилов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Николаев.
Олег Нилов:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Как ни странно, но предыдущий и этот законопроекты находятся в какой-то связи, которая оборачивается для нас самой страшной проблемой потерей жизней десятков тысяч, если не сотен тысяч наших граждан ежегодно. Люди, прежде всего находящиеся за чертой бедности, опускаются на так называемое дно, и становятся, как их называют, алкоголиками, пьющими, причем людьми, употребляющими дешевые напитки, которых в избытке сегодня на любом рынке, в любом ларьке, в маленьком магазинчике и даже в сетевых магазинах.
Я говорю про различного рода фальсификаты, контрафакты и прочие подобные горячительные напитки. Как правило, основная часть этих напитков производится из этилового спирта. Но очень часто бывает, что этот этиловый спирт в интересах опять-таки получения не просто прибыли и сверхприбыли, а гигантских прибылей, замещается техническими, синтетическими спиртами и даже метиловым спиртом, который является ядом.
Понятно, что никакой бизнес не остановится, если есть возможность получить не 300%, а 3000% прибыли, и поэтому существует огромное количество этих нескончаемых цехов, производств, и они не перестанут существовать, как бы мы ни усиливали контроль, вводили ЕГАИС, и прочее.
Эта гигантская сверхприбыль, которая раньше поступала в казну империи, в казну Советского Союза, в том числе это ещё вторая часть причины инициирования нашего законопроекта, сегодня поступает в карманы этого бизнеса, этой алкомафии. На эти деньги можно купить многих, закрыть кому-то глаза зелёными бумажками, откупиться, открыть новое производство буквально через несколько недель после закрытия старого, отделаться лёгким испугом вместо тяжёлых тюремных сроков, и так далее, и так далее.
Поэтому вопрос архисерьёзный. До 40 тыс. смертей от отравления, что называется, перепития, вот что мы теряем. И если мы говорим, что главная задача сбережение нашего народа, давайте принимать какие-то комплексные решения. Я не говорю, что это всё сразу решает, но контроль над качеством именно этого самого основного носителя и составляющей части любого крепкого напитка (этилового спирта) мы и предлагаем передать только в государственные руки. Поэтому предприятия, которые будут иметь более 50% государственных акций, и получают право производства этилового спирта. Именно это главная составляющая, главная причина контроль качества. Как следствие, ни одно другое предприятие, частные предприятия не смогут производить никакой продукт на базе алкоголя (этилового спирта), покупая его где-то на рынке.
Сегодня, если есть такая возможность, производят этиловый спирт, не желая производить отраву и яд, но на рынке всплывают такие какие-то недоброкачественные спирты, а иногда просто откровенная отрава.
Наше предложение заключается только в этом. Мы несколько раз предлагали подобные законопроекты, они были более подробные, но сегодня мы остановимся на том, что предложим такой вариант только государственной монополии на производство этилового спирта. А Правительству мы предлагаем осуществить поэтапный выкуп имеющихся производств, частных производств, но это не будут единоразовые выплаты из бюджета, потому никаких расходов мы не предполагаем, а это будет постепенный, поэтапный выкуп из той прибыли, которую будут получать эти самые предприятия.
Какая тут рентабельность, и какие выгоды, я не буду сейчас перечислять, достаточно вспомнить опять-таки только что прошедшие новогодние каникулы. Главным выгодополучателем от этих продолжительных каникул как раз является эта самая алкогольная отрасль, которая сегодня принадлежит в большинстве случаев частным производителям. Поэтому, уважаемые коллеги, да, я считаю, что была допущена глобальная ошибка, когда отдали всё. Но ещё бы не хватало отдать печатание денег частным предпринимателям. А это, как всегда и называлось в России, извините, "жидкие деньги". Вот отдали, что мы производим, что мы сегодня получаем, какие проблемы, какое количество больных алкоголизмом, какое количество сопутствующих заболеваний и это всё ложится на плечи государства. Потому что ранняя инвалидность, нетрудоспособность это всё оплачивается из кармана государственного, вместо того, чтобы, в том числе воспользоваться этими деньгами.
Какое количество денег? По нашим оценкам, от 400 до 500 млрд руб. Этого хватит, чтобы увеличить в два раза расходы бюджета Министерства здравоохранения. Понимаете, какие серьёзные деньги мы можем получать, но пока не хотим. Не хотим связываться, не хотим кому-то испортить настроение, кому-то бизнес, а мы предлагаем это сделать. Но ещё раз говорю, главное не деньги, главное сбережение жизней наших граждан.
Выступление от фракции
Олег Николаев:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Я хочу ещё раз вернуться к концепции законопроекта, в котором говорится о двух вещах. Это сказано о госмонополии и запрете импорта.
Почему авторы законопроекта предлагают именно такой подход? На мой взгляд, авторы исходят из того, что любой вопрос решается некими комплексными мерами. Понятно, после принятия данного закона, как уже говорил докладчик, надо будет принять ещё и ужесточающие меры наказания за нарушение тех норм законопроекта, который был бы принят сегодня. Но при этом, для того чтобы обосновать свои доводы, хочу обратиться к некоторым цифрам, которые дают наши статистические органы.
Докладчик в своём выступлении говорил, что потребление алкоголя по сравнению с 2009 годом в 2016 году уменьшилось с 15 литров до 10 литров на душу населения. При этом также Росстат фиксирует снижение как потребления производимой алкогольной продукции, так и самого производства на 22%. Но при этом, заметьте, производство спирта фиксируется только на порядка 4%.
В связи с этим эксперты говорят единодушно о том, что, естественно, реальный уровень потребления алкоголя в стране существенно выше, чем те официальные данные, которые приводятся.
Кроме того, если вернуться к понятию госмонополии, та форма, которая предложена в законопроекте, которая подвергалась критике в том плане, что она не просчитана, как раз и предусматривает реализацию консолидации активов по производству спирта в руках государства через рыночные механизмы. Это подтверждают те данные, которые уже имеются на сегодняшний день и тот путь реализации с консолидацией производства спирта в руках государства, о чем говорил и представитель комитета. В связи с этим хочу вам привести несколько цитат. Есть отчетность Росспиртпрома за 2014 год, в которой говорится о том, что к 2020 году, во-первых, предполагается существенно увеличить количество производимого спирта, но при этом консолидировать все производства, все активы по производству спирта в руках государственных структур. И, как говорил докладчик от комитета, на сегодняшний день цифры консолидации составляют 75% от всех мощностей. Для сравнения, в 2014 году эта цифра составляла около 40%. То есть Росспиртпром, "Башспирт" и другая организация, которая была названа, контролировали порядка 40% производства спирта.
Это говорит о том, что за эти два с лишним года была реализована без затрат бюджетных средств консолидация порядка 35% активов производства спирта. Поэтому эти факты говорят о том, что реализация положений закона в принципе возможна как раз без затрат средств бюджета. В связи с этим хочу привести еще одну цитату, которая говорит о том, что в самом Правительстве нет единого мнения по поводу регулирования производства спирта. Цитата из выступления вице-премьера Александра Хлопонина, который говорил, что монополия на продажу спирта это очень важная проблема, которой государство должно заниматься в следующем году и нужно поставить ее под контроль. Это он говорил на канале Россия-24 в конце 2015 года.
Следующий момент, который предусмотрен в законопроекте, который позволяет, на взгляд авторов, как раз закрыть те имеющиеся чёрные дыры в системе оборота алкогольной продукции, производстве спирта это импорт. Здесь, с одной стороны, возможно, не запрет, и это можно отрегулировать в рамках второго чтения, но полный контроль государством процесса импорта спирта, с тем, чтобы спирт, который поступает на территорию Российской Федерации, шёл только в легальный сектор производства алкогольной продукции. Это первая составляющая.
Вторая составляющая была сказана автором при ответе на вопросы. Тем самым мы серьёзно поддерживаем нашего сельхозтоваропроизводителя, потому что когда мы с вами являемся наблюдателями того, что имея рекордные урожаи сельхозпродукции, на рынке устанавливаются низкие цены на эту продукцию, тем самым товаропроизводители, сельхозтоваропроизводители терпят огромные убытки. То есть через это мы, конечно же, могли бы их существенно поддержать и поддержать тот темп развития отрасли сельского хозяйства.
Поэтому, уважаемые коллеги, закон можно было бы поддержать в первом чтении и доработать его уже ко второму, к третьему чтению, с тем, чтобы он приносил пользу всем участникам алкогольного рынка и, прежде всего, защищал интересы населения в вопросе сохранения здоровья нации. Спасибо.