23 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла во втором чтении проект федерального закона № 1030321-6 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О связи" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения обязанностей операторов связи). С докладом по данному законопроекту выступил председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Законопроектом предусматривается возложение на операторов связи обязанностей передавать в неизменном виде абонентский номер лица, инициировавшего отправку sms-сообщения. К законопроекту ко второму чтению поступило 14 поправок, девять из которых рекомендуются комитетом к принятию и пять к отклонению. Они предусматривают изменение наименование законопроекта. На оператора связи возложена обязанность прекратить оказание услуги связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или предписание Роскомнадзора, при возникновении необходимости предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связи и средств связи. Также уточнено, что оператор подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающий передачу короткого текстового сообщения, обязан передавать в неизменном виде абонентский номер лица, инициировавшего отправку короткого текстового сообщения. На оператора связи, участвовавшего в установлении телефонного соединения или соединения с целью передачи голосовой информации, возлагается обязанность передавать в неизменном виде абонентский номер или уникальный код идентификации абонента, инициировавшего такое соединение. В случае выявления в процессе пропуска трафика нарушений обязанностей указанных выше, оператор связи обязан прекратить пропуск такого трафика на свою сеть связи.
Большинство поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, по сути, учтены в поправках, рекомендуемых комитетом к принятию.
Отдельно хотел бы сказать, что внесенные в текст законопроекта изменения предполагают, что у операторов связи возникнет обязанность передавать в неизменном виде номер, с которого не только посылаются sms-сообщения, но и осуществляются голосовые звонки.
Данные изменения никак не затронут оказание услуг абонентам, например, услугу "антиопределитель номера", они предназначены исключительно для облегчения расследования и предотвращения преступлений, совершаемых с применением телефонной связи.
Я думаю, что много говорилось последние месяцы о телефонном терроризме, об этой проблеме, от которой пострадали практически все крупные города и многие неоднократно. Этой проблемой активно мы занимались и разрабатывали поправки в комитетах и комитете по информационной политике и Комитете по безопасности и противодействию коррупции.
Отдельно хотел бы отметить и предложения Вячеслава Викторовича Володина, который тоже принял участие в подготовке поправок. Одна из его инициатив была поддержана не только комитетами, но и всеми членами рабочей группы, а это и представители Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Министерства связи и массовых коммуникаций и Роскомнадзора. Так вот хотел бы отдельно пояснить, о чем идет речь.
На сегодняшний день правоохранительные органы имели право ограничивать оказание услуг связи только при несоответствии персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.
Сегодня, в случае введения в действие данной поправки правоохранительные органы получат возможность ограничения услуг связи с целью пресечения и предотвращения преступлений и это действительно крайне важная поправка.
В целом, коллеги, нам следствию нужно дать надежный инструмент в виде такого закона, так как телефонная связь и Интернет-соединение используются и при совершении других серьезных преступлений и это такие преступления, как вымогательство и шантаж.
В этой связи хотел бы попросить коллег поддержать предлагаемые поправки, комитетом текст законопроекта подготовлен ко второму чтению, пройдены все правовые и лингвистические экспертизы.
Комитет рекомендует Государственной Думе утвердить представленные таблицы поправок номер 1 и 2 и принять указанный законопроект во втором чтении.