Николай Рыжак: правоприменительная практика не всегда отвечает заявленным ценностям о достоинствах и правах человека
см. также ↓22 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Николай Рыжак:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые приглашенные! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Совсем недавно, в ноябре мы в рамках "правительственного часа" заслушивали Министра внутренних дел. Разговор тоже далеко вышел за рамки заявленной темы. Он был не совсем лицеприятный, но, на мой взгляд, конструктивный.
И сейчас мы ведем точно такой же разговор. Мы отдаем себе отчет в том, что наше министерство, Александр Владимирович, это не министерство юстиции Соединённых Штатов, где и организационно-штатная структура совершенно другая, и объем решаемых задач гораздо шире и, конечно, гораздо больше объем финансирования этого министерства. Но самое важное, что его отличает, что там нет разрыва ни оперативного пространства, ни правового поля, о чем мы поднимали вопрос, разговаривая с министром Колокольцевым. Это первое существенное замечание.
А теперь о важности деятельности министерства, которая носит многогранный, актуальный характер, особенно в русле тех проблем, которые мы наблюдали с вами в течение нескольких последних месяцев.
Соединённые Штаты, развязав против нас информационную войну, развязали её и на дипломатическом фронте. Изъятие и надругательство над государственными символами Российской Федерации требовали гораздо более глубокой, принципиальной оценки, привлечения мирового сообщества. Это же грубейшее нарушение норм международного права, дипломатической этики, в конце концов. Мы где-нибудь видели выступления по этим вопросам Министра юстиции Российской Федерации? Почему отреагировал только МИД устами некоторых своих представителей, и почему Государственная Дума возвысила свой голос, а Министр юстиции вот не было его в информационном пространстве? А я очень хотел услышать его, его позицию по этим вопросам.
Теперь мы говорим о зеркальных ответных мерах. Я уже подчёркивал: эти меры не являются тождественно-зеркальными. Почему? Потому что в нашем информационном пространстве с учётом присутствия в наблюдательных советах, среди спонсоров, просто физического присутствия иностранных представителей и нашей пятой колонны, русофобские, антироссийские высказывания имеют место.
Почему, к нашему стыду, только Михалков борется и ещё где-то Мединский позволяет себе некоторые высказывания. А где наша позиция? Правда, надо сказать, что Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ вышла с инициативой о создании Общественного совета по телевидению. Запаздываем мы с этой мерой, ой как запаздываем, и история нас рано или поздно накажет за это.
Третье замечание. Совершенно очевидно, что с разгромом группировок ИГИЛ эта масса нечисти хлынет на просторы бывшего Советского Союза, и мы в полной мере испытаем на себе действие этих контингентов. Где наши подготовленные, сработанные на опережение законодательства, миграционное законодательство? Нет его ещё.
ФМС не успела, МВД, вы знаете, только приступает к шлифовке, отшлифовке отдельных принципиальных положений. Мне кажется, Минюсту надо взять на особый контроль реализацию мер и подготовить наше общество, нашу систему государственной безопасности, гражданское общество к надёжному отпору всем этим деструктивным действиям.
До сих пор не выполнен указ Президента о переводе сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и ФМС в рамки Министерства внутренних дел. Я тоже останавливался на этом вопросе. Продлили до 2018 года. Где позиция Минюста по этому вопросу? Почему социальные гарантии людей нарушаются, тысяч людей? Я уже не говорю о чисто служебных издержках.
Четвертое. Вопрос касается напрямую вашей деятельности по руководству ФСИН. Долгое время тянулась нашумевшая история с бывшим руководителем Реймером. Сейчас по имеющимся сведениям возникли претензии по ряду заместителей. Ясно, что службу серьезно лихорадит, причем лихорадит по целому ряду позиций и не только в финансово-бюджетной сфере.
Буквально сегодня ночью от правозащитных организаций поступило объемное заявление.
Была такая девочка адвокат молодая, воспитана в милицейской среде, отец был награжден Орденом Мужества, руководил кемеровским ОМОН, воспитал дочь как нужно, она молодой адвокат, вскрывала недостатки в исправительных колониях Кемеровской области. 26 числа она погибла при очень странных обстоятельствах ехала в очередную служебную командировку, столкнулась с бензовозом, третий человек, который спровоцировал эту трагедию, исчез. Эта девушка в течение целого ряда лет поднимала серьезнейшие недостатки, обращалась в различные инстанции и вот такая трагическая развязка. Через девять дней после того, как ее похоронили, могила была осквернена. Криминальные авторитеты показали, кто хозяин.
Я весь этот объем материалов, Александр Владимирович, вам передам, почитайте, пожалуйста. К тому же, должен заявить уважаемому собранию, что в августе этого года был снят со своей должности бывший начальник Главного управления Федеральной службы исполнения по Кемеровской области Антонкин и сейчас находится под арестом. Новый руководитель не принимал должностных мер и не отреагировал на ее неоднократное обращение уже в его адрес.
Вы заявили, выступая 20 февраля на итоговой коллегии Минюста, что идет работа по множеству законодательных актов, это правильно и нельзя этого отрицать. Но ряд юристов справедливо отмечает, что судебное и уголовно-процессуальное законодательство, их конструкция не сбалансирована. Вот почему сегодня поднимались вопросы о содержании людей в СИЗО, так я вам скажу, что это грубейшее нарушение многих норм и консенсуальных, и Конституции, и уголовного права, и достоинства человеческого.
Не могут в учреждениях жёсткого типа, которым является СИЗО, находиться те, которые находятся под следствием, и те, в отношении которых уже вынесено судебное решение, а такие факты имеются.
Вы понимаете, получается ситуация, когда правоприменительная практика не отвечает заявленным ценностям о достоинствах и правах человека. Это серьёзнейшая проблема, и её надо немедленно решать. Наши суды, Европейский суд по правам человека неоднократно указывали вам на эту ситуацию.
В то же время трудно понять, почему избирательный подход к различным мерам пресечения, когда люди, которые нанесли серьёзный ущерб, финансово-экономический ущерб, каким-то образом ограничиваются домашним арестом.
А как истолковать информацию об отъезде за рубеж сестры и матери Захарченко, на квартире которых найдены огромные суммы денег? Как это вообще могло произойти? Этот вопрос повисает в воздухе.
А почему мы не возвращаем под российскую юрисдикцию крупные капиталы в офшорах? А ведь Президент страны пять лет назад сказал, что надо немедленно возвратить, и Шувалов (Первый заместитель Председателя Правительства Прим. ред.) выступает и говорит: это нанесёт системный урон крупному бизнесу.
Мы о чём заботимся, о нашей отечественной экономике или об экономических интересах олигархов? А где позиция на этот счёт Министерства юстиции?
Конечно, есть и положительные моменты. Мы говорим о нотариате, о судебных экспертах, мы говорим об адвокатуре. Да, принят хороший закон, создан реестр, и мы свели в единый реестр уже и государственных, и негосударственных экспертов, чтобы эта история с шестилетним мальчиком больше не повторилась.
Я думаю, что и закон "О нотариате", который вы приняли это правильное решение.
Совершенно по-другому ведут себя сейчас палаты адвокатов.
Я думаю, что вы, как регуляторы в этом вопросе, обязаны навести порядок, чтобы сбалансировать эту систему. Регулятор, он и есть регулятор, с него отдельный спрос. Надо срочно принимать закон "Об охране культурных ценностей", о вывозе и ввозе.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ вышла с соответствующим предложением. И я думаю, что ни в коем случае ни Рыболовлев, ни Маркелов, в особняке у которого были обнаружены полотна эпохи Возрождения и культурные ценности, и записи Карамзина, писали историю государства российского. Российский народ достоин другой истории.
Благодарю за внимание.