Александр Ремезков: "СР" проголосует против проекта постановления о государственной денежно-кредитной политике на ближайшие три года
см. также ↓22 ноября Госдума РФ рассмотрела проект постановления "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов". Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по этому вопросу на пленарном заседании озвучил первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Александр Ремезков:
Мы считаем, что представленная в этом документе единая денежно-кредитная политика слабо координируется с бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикой, а ее основные направления не в полной мере отвечают интересам экономики страны.
Центробанк пытается монетарными мерами бороться с немонетарной инфляцией. А это затрудняет переход от сырьевой к инвестиционной модели экономического роста и ведет к дальнейшей деформации структуры российской экономики.
Нам предлагают утвердить стратегию выхода ЦБ из специальных инструментов рефинансирования, которые могли бы стать источником долгосрочных доступных кредитов. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может с этим согласиться, поскольку последовательно выступает за предоставление длинных дешёвых кредитов приоритетным отраслям промышленности, которые могут стать драйверами экономического роста. Мы считаем, что для этого нужно по максимуму использовать как прямую господдержку, так и инструменты денежно-кредитной политики. Наша фракция уже вносила соответствующие предложения, в том числе, поправки в закон о федеральном бюджете.
Мы считаем, что точечно предоставленные реальному сектору кредитные ресурсы пойдут на модернизацию производства, и в конечном итоге это приведет к снижению издержек и росту предложения товаров, а вовсе не к росту инфляции. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает стабилизацию инфляции на низком уровне. Но даже рекордно низкая инфляция сама по себе не запустит инвестиционные процессы. У нас уже два года довольно низкая инфляция, но при этом реальные доходы населения продолжают падать, сальдированный финансовый результат предприятий остается в отрицательной зоне и наблюдается сокращение физических объемов производства.
Однако ЦБ планирует сворачивать целевое льготное кредитование при том, что реальные процентные ставки по кредитам останутся слишком высокими для большинства предприятий и населения. Получается, что "Основные направления кредитно-денежной политики" разработаны лишь для финансового рынка в отрыве от реального сектора экономики.
Центробанк намерен наращивать изъятие денег из экономики через депозитные аукционы по итогам 2020 года абсорбирование избыточной, по мнению регулятора, ликвидности достигнет трех триллионов рублей. Кроме того, планируется сокращение денежной базы еще на 5-7% в реальном выражении. На наш взгляд, в таких условиях выживут только крупнейшие банки и банки с госучастием, и это приведет к ухудшению условий предоставления кредитных ресурсов, потере конкурентоспособности, дальнейшему падению экономики.
Согласно статьи 75 Конституции РФ и федеральному закону "О Банке России", первоочередная задача ЦБ и главная цель денежно-кредитной политики обеспечение устойчивости рубля. Но в представленных парламенту "Основных направлениях", по мнению фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", не в полной мере учтены и указаны риски существенного ослабления рубля.
Политика ЦБ по сохранению низкой инфляции любой ценой приводит к раздуванию инвестиционно-финансового пузыря. Высокая ключевая ставка, низкая инфляция, высокий реальный процент доходности по ОФЗ, и как следствие существенный прирост денег из иностранных инвестиционных фондов все эти составляющие сегодня имеются. И все мы, к сожалению, уже наблюдали, как лопаются подобные пузыри.
Сегодня цена на нефть выросла до 62-62,8$ за баррель, но курс валюты остается на уровне 59-59,6 рублей за доллар. Слабость рубля вопреки росту цен на нефть может быть связана не только с применением бюджетных правил, как считает Минфин. У российских банков исчерпаны запасы иностранной валюты, приток которой поддерживал курс рубля в последние два года. Обычно дефицит платежного баланса в российской экономике сопровождался ослаблением рубля, однако сейчас этого не происходит. Дефицит отчасти компенсируется притоком частных инвестиций и во многом существенным ростом спроса на российские облигации федерального займа со стороны нерезидентов. По данным на 1 ноября зарубежные инвесторы держат рублевый долг Правительства РФ на 2,2 трлн рублей, их доля на рынке достигла рекордных 33,2%.
Всем известно, что готовится новый пакет санкций США о полном запрете на вложения в гособлигации России. Если иностранные инвестиционные фонды продадут ОФЗ на 2,2 трлн. рублей, вряд ли такую сумму смогут быстро освоить российские банки. И это может стать фатальным для курса рубля. Даже если из ОФЗ уйдет лишь 10% иностранцев, рубль ослабится примерно на 15-16% и ЦБ придется повысить ключевую ставку, скупать облигации на рынке, как уже было в кризис 2008 года. Но Центробанк, похоже, не учитывает этот риск и не готов к такому развитию ситуации.
Учитывая все это, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает невозможным одобрять и даже принимать к сведению предложенные ЦБ "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год". Мы голосуем против проекта постановления.