16 ноября Государственная Дума рассмотрела альтернативные проекты федеральных законов № 197156-7 "О детях войны" и № 270199-7 "О статусе детей Великой Отечественной войны". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данным законопроектам выступили Олег Шеин и Дмитрий Ионин.
Тема не новая, последний раз мы её обсуждали в феврале, когда было три законопроекта от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, ЛДПР и коллег из Татарстана, а первый раз мы её обсуждали уже, наверное, никто не помнит когда, поскольку это было даже не в этом десятилетии, а, очевидно, в предыдущем.
Стоит оттолкнуться от некоторых стандартизированных возражений, и потом перейти к содержанию. Первое по поводу возрастного ценза, что мы не можем определять льготы людей в зависимости от того, когда они родились.
Но я хотел обратить внимание, что не далее, как полтора года назад Госдума приняла решение, что по отношению к плате за капитальный ремонт жилых домов мы вводим льготы по логике возрастного ценза. То есть те люди, которые старше 70-ти лет, получают, если регионы приняли такое решение, 50% возмещения, а те, кто старше 80-ти, получают 100% возмещение. То есть у нас такой подход уже был, и такие прецеденты, похожие, у нас уже имелись.
Тема вторая по деньгам. Я полагаю, что это не предмет на самом деле глубокой дискуссии. Мы хорошо знаем, что в этом зале принято решение только на следующий год дать бизнесу налоговых вычетов и льгот на 9,5 трлн рублей. Поэтому здесь вопрос не о том, есть ли деньги, а вопрос в том, кто их получает и куда деньги эти уходят. Но если мы говорим содержательно про тему льгот, то в действительности сегодня льготы, которые отнесены к категории региональных, очевидно подлежат очень серьёзной коррозии и подлежат поэтапно ликвидации. Здесь уже звучала тема по труженикам тыла. Действительно, это люди заслуженные, которые на протяжении минимум шести месяцев работали в годы Великой Отечественной войны, и не все из них в тот период достигли совершеннолетия. Это люди, как и "дети войны", которые были вынуждены работать до достижения совершеннолетия, очень часто жертвовали возможностью получения хорошего образования. Поэтому по мере взросления они не имели возможности получить качественное образование и, соответственно, многие из них имели более низкую заработную плату, чем те, кто имел допуск к образованию.
Труженики тыла стали региональными льготниками после известной (Андрей Константинович (Исаев, Первый заместитель руководителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Прим. ред.) помнит дискуссии в этом зале, когда наша фракция покидала этот зал, тогда ещё она называлась "Родина") истории с монетизацией льгот (вы тоже по-другому назывались "Единство", но костяк, тем не менее, был тем же самым). Я напомню, что после того, как труженики тыла, ветераны труда перешли в категорию региональных льготников, их льготы стали подлежать поэтапному уменьшению.
На сегодняшний день в 29 регионах Российской Федерации эти льготы исчисляются не из логики, например, пятидесятипроцентного возмещения платы за коммунальные услуги, а исходя из того, чтобы дать некую сумму денег, например, одну тысячу рублей, и не важно, что плата за коммунальные услуги может быть 5000, вместо пятидесятипроцентной скидки люди получают некую сумму средств, которая, естественно, подлежит девальвации по мере роста цен.
А в ряде регионов, скажем в Самарской области, там вообще сделали так, что ветераны труда и труженики тыла, если их пенсия превышает коэффициент 2.0, автоматически лишены права на льготы вопреки логике известного 122-го федерального закона, где формально это право закреплялось в рамках передачи полномочий от федералов к территориям.
Если мы рассматриваем региональную призму, мы понимаем, что регионы находятся в очень разном финансовом положении. Есть территории, которые обладают крепкой финансовой устойчивостью, но есть регионы, которые обладают очень дефицитными бюджетами и проваливаются в долги. Понятно, что в этих территориях льготная модель подлежит уменьшению, и это происходит шаг за шагом, и неслучайно после некой волны принятия региональных законов о льготах "детям войны", эта волна прекратилась. Таких территорий на сегодняшний день от 16 до 29.
Тем не менее, мы видим, что этот ритм приостановился, и люди, которые обладают заслугами, которые пережили очень сложные годы, не должны зависеть от того, устойчивый бюджет в их территориях или нет, в их территориях забрали деньги в федеральный бюджет через разные корректировки налогового законодательства или нет, их территория получает сверхдотации из федерального бюджета или обходится без таких сверхдотаций. Люди одинаковые, они же не должны переезжать из одного региона в другой, с тем чтобы воспользоваться льготами, которые проистекают исходя из их трудовой биографии или исходя из их статуса в определенный период их жизни.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, безусловно, поддерживает принятие данного законопроекта. Мы, как и наши коллеги по другому оппозиционному полю, (имею в виду КПРФ и ЛДПР), конечно же, будем настаивать на принятии данных законов, а также на том, чтобы ветераны труда и труженики тыла были возвращены в категорию федеральных льготников, поскольку их право не должно зависеть от положения в соответствующем субъекте Федерации. Спасибо.
Дмитрий Ионин:
Уважаемые коллеги правильно сказали до этого, что многие годы обсуждается этот вопрос. Но даже больше не в стенах Государственной Думы, а в региональных парламентах. Я думаю, что нет на сегодня такого региона, где не обсуждался или не вносился бы законопроект по "детям войны". Лично я в Свердловской области девять раз вносил в соавторстве с коллегами СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ и КПРФ. Ответы были одни и у нас, и в других регионах. Регионалы, которые не идут на принятие этой категории граждан, говорят, пусть Федерация даст чёткий сигнал, будет в Федерации этот закон, не будет, либо пусть нам развяжут руки. Все смотрят на Федерацию и говорят, это не только нам, депутатам, они говорят это и тем самым "детям войны", которые приходят, спрашивают, почему в одном регионе категория признана, в другом не признана?
Сегодня мы выходим на федеральный уровень, федеральный уровень нам говорит: "нет, не время, нет денег и так далее". Давайте, может быть, как-то тогда развяжем руки регионам, скажем, ребята принимайте, потому что абсолютно прямо говорят, это можно поднять в средствах массовой информации. Говорят этой категории граждан, пожилым людям, что мы ждём ответа Федерации.
В рамках общественной организации "Наследники Победы дети войны" мы долгие годы занимались поиском информации о пропавших без вести на фронтах войны братьях и отцах тех самых детей войны. Находили информацию, то есть люди считались пропавшими без вести, но благодаря кропотливой работе в архивах мы находили данные, на каком фронте воевал, где человек погиб, или в какой братской могиле или ещё где он похоронен. Вы можете представить эмоции людей, которые сами 80 лет и даже больше искали, когда они получают данные, что их отец погиб героически, допустим, где-нибудь под Прохоровкой или под Курском, и похоронен в братской могиле. По возможности мы, депутаты СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, за свои денежные средства покупали этим людям и их сопровождающим билеты, чтобы они отдали дань последней памяти людям, похороненным в братских могилах. И вы тоже можете представить, какие эмоции испытывает человек, когда под конец своей жизни может отдать дань памяти братьям, другим родственникам похороненным, приехать на место их захоронения.
Можно много говорить о том, на что здесь не хватает денег, на что хватает, в этих законопроектах, они немножко разные всё-таки, с точки зрения содержательной, но, как минимум, возможность съездить отдать дань последней памяти мы, как федеральный парламент, должны им обеспечить. Мы должны им обеспечить принятие статуса "Дети войны" на федеральном уровне. Допустим, на сегодня экономическая ситуация не позволяет дальше двигаться, не позволяет выделять эту тысячу рублей, или, как в Ненецком автономном округе, который нам сегодня внес, у них восемь тысяч рублей, они платят, а в других регионах не платят. Мы должны двигаться поэтапно. Если профильный комитет не устраивают нынешние законопроекты, значит, давайте вместе выработаем и поймем, просто мы признаем категорию "Дети войны", дальше, в случае таких-то экономических показателей мы можем дать то-то, то-то. Это будет правильно и честно, и с точки зрения диалога с нашими избирателями, и с точки зрения памяти о Великой Отечественной войне, той самой памяти, которую сегодня пытаются растоптать наши внешнеполитические оппоненты.
Мы видим, что происходит на территории Украины, где пытаются забыть память о Великой Победе, но даже там с 2006 года закон о социальной поддержке "детей войны" действует. Мы не можем здесь быть хуже. Поэтому призываем принять законопроект "Дети войны", поддержать эту категорию граждан, которых, к сожалению, все меньше и меньше становится. Спасибо.