Игорь Ананских: крупным компаниям ТЭКа необходимо переориетироваться на сотрудничество с отечественным малым и средним бизнесом
см. также ↓25 октября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Игорь Ананских:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемый Александр Валентинович! И уважаемые коллеги!
Все мы знаем, что последние несколько лет экономика России находится под серьезным давлением: это и санкции ряда западных стран, и жесткое ограничение по кредитованию, и запрет на поставку в нашу страну широкого спектра технологий и оборудования, и в довершение к этому резкое падение в силу различных обстоятельств мировых цен на нефть и газ.
Действительно, были непростые несколько лет, но уже по итогам 2016 года в Российской Федерации планируется рост ВВП на уровне 2% и надо честно сказать, что большая заслуга в росте нашей экономики в том числе и Министерства энергетики Российской Федерации, министра и всей его команды.
Впервые при активном участии министра Новака Александра Валентиновича Российской Федерации, удалось не только договориться с основными странами-экспортёрами нефти, включая страны ОПЕК, но и о реальном сокращении добычи экспорта нефти, а также выдержать все договорённости.
В результате этих уникальных совместных действий цена на нефть стабилизировалась на благоприятном для нашей страны уровне 50 долларов. И благодаря стабильности цен на энергоресурсы мы сейчас с вами рассматриваем уже бюджет на ближайшую трёхлетку.
Важным фактором не только для стабильной добычи наших природных ресурсов, но и для всей энергетики нашей в современных мировых реалиях, я считаю реализацию программы импортозамещения.
Но отмечу, что Минэнерго активно включилось в разработку и в реализацию этой программы совместно с крупнейшими компаниями ТЭКа, разработало 18 основных направлений, по которым нужно в срочном порядке провести импортозамещение.
И уже сейчас есть реальные результаты. Например, доля импортных катализаторов снижена в нефтепереработке с 62% до 39%, а в нефтехимии с 38% до 27%.
Уже налажен выпуск интеллектуального газонавигационного оборудования для бурения скважин, начато серийное производство отечественных комплексных газораспределительных устройств на 110 и 330 киловольт, трансформаторов на 110 киловольт, высоковольтного кабеля из щитового полиэтилена и так далее.
Можно действительно привести ещё другие примеры, я могу даже пример привести, что в ряде крупнейших компаний ТЭКа созданы и активно работают отдельные департаменты по импортозамещению.
Конечно, работы в этом направлении у нас ещё очень и очень много, потому что если в добыче и в транспортировке газа объём российского оборудования составляет на сегодняшний день уже более 90%, то в электроэнергетике доля российского оборудования до сих пор не дотягивает даже до 60%. То есть, есть над чем еще работать и, к сожалению, еще далеко невысока роль в импортозамещении российского малого и среднего бизнеса и здесь много разных причин. Это зачастую и нежелание даже менеджеров крупных компаний работать с российскими партнерами, и отсутствие авансирования контрактов, и огромная сложность в получении кредитов под эти контракты.
В связи с этим я предлагаю, чтобы наши крупнейшие компании ТЭК эксклюзивно для полностью российских компаний малого, среднего бизнеса при заключении контрактов на покупку у них оборудования и комплектующих переходили в срочном порядке на трех, а лучше даже пятилетние контракты. Этим они очень сильно помогут российскому бизнесу в нынешних непростых экономических условиях.
Имея на руках долгосрочный контракт крупной компании, собственнику предприятия гораздо легче получить кредит в банке, он понимает, что выгоднее вложить эту прибыль в новое оборудование, улучшив качество своей продукции, чем кое-как отработать однолетний контракт, не понимая дальнейшей перспективы с загрузкой своего предприятия.
Хотел бы я еще отметить очень слабое финансирование научных разработок в ТЭК. На Западе и в Америке в НИОКР крупная вертикально интегрированная компания вкладывает более одного млрд долларов в год, у нас же это суммы крайне мизерные, а, если удаются интересные разработки, то практически невозможно внедрить их. В связи с этим происходит ориентация нашей компании на западные технологии, это в основном касается нефтепереработки и нефтегазохимии, а, как известно, под конкретную технологию покупают уже конкретное оборудование, которое нам в итоге и навязывается западными компаниями.
Здесь нужны уже дополнительные усилия Правительства Российской Федерации по созданию федеральных баз пилотных установок, а, может быть, даже и восстановление отраслевых институтов.
Вообще ситуация в нефтегазохимии у нас еще далека от идеала, хотя и показывает неплохие темпы роста в последние годы. Но если во времена СССР мы были вторыми по производству нефтегазохимии в мире после США, то сейчас уже давно скатились во второй десяток мировых производителей.
После распада Советского Союза отрасль не развивалась. Более того, ряд нефтехимических комплексов был остановлен полностью. А за последние годы в Российской Федерации не построено ни одной новой установки пиролиза, а значит, нет этилена и пропилена, сырья для многотоннажных полимеров. И даже ожидаемый в ближайшее время запуск производства этилена в Тобольске и строительство производства в Новом Уренгое не спасает ситуацию.
К сожалению, наши нефтехимические, газовые и нефтяные компании не спешат вкладывать десятки млрд руб. в строительство предприятий по производству пиролиза. И основных причин всего две: это высокие сейчас процентные ставки и необходимость, кроме строительства самого завода, создавать и дорогостоящую инфраструктуру, равную по стоимости самому комплексу.
И это опять же не в ведении Минэнерго. Для этого нужны уже соответствующие решения и постановления Правительства Российской Федерации.
Я уже говорю, что Российская Федерация по производству нефтегазохимии находится во второй десятке стран. У нас всего 1,6% мирового производства, а экспорт осуществляется в основном в виде полуготовых продуктов или в виде сырья для следующего передела. Например, экспорт пропилена в виде формованных твёрдых шариков в мешках, а из этого полипропилена за границей изготавливают уже сотни и тысячи изделий для лёгкой промышленности, которые зачастую и возвращаются к нам уже по импорту. Ведь есть бескрайние просторы для малого и среднего бизнеса, но развивается это очень и очень медленно.
Поэтому хотел бы ещё раз отметить, что широкомасштабное развитие нефтегазохимии с учётом наших огромных запасов нефти, газа и высокомаржинальности конечного продукта, могло бы существенно увеличить сбор налогов, предоставить новые тысячи рабочих мест и вернуть в нашу страну миллиарды долларов, которыми мы сегодня финансируем данную отрасль в других странах.
Уважаемые коллеги, с 2021 года вступает в действие Парижское соглашение по климату, о выходе из которого уже сейчас заявил президент США Дональд Трамп, объяснив свой шаг защитой американской экономики.
Все пункты Парижского соглашения ещё не приняты, они ещё согласовываются всеми 197-ми странами, которые подписали этот документ в 2015 году. Но основное финансовое и экологическое бремя в рамках нынешних переговоров планируют возложить на, так называемые, развитые страны, в которые входят и Россия, и США, и Япония, и Евросоюз и ещё небольшой ряд стран. Но почему-то к этим развитым странам не относятся ни Индия, ни Китай, ни Бразилия, ни ЮАР и многие другие экономически сильные страны. При этом на эти развитые страны приходится всего треть всех выбросов СО2, а на развивающиеся страны, куда, я сказал, входит Китай, Индия и ряд других стран, приходится уже две трети всех выбросов.
Также предполагается выделение развитыми странами, в которые, напомню, входит ещё и Россия, ежегодное выделение 100 млрд долларов в зелёный климатический фонд. Также в этот зелёный климатический фонд планируют направлять деньги и за активно сейчас обсуждающееся введение углеродного налога, так называемой платы за выбросы. В вводе этого углеродного налога активно заинтересованы те страны, которые занимаются импортом энергоресурсов. А для России же в настоящем виде он может привести только к самым неприятным последствиям. По расчётам Института проблем естественных монополий ввод углеродного налога приведёт к ущербу для российской экономики в 42 млрд долларов или в 3,4% ВВП. А также к существенному росту цен на электроэнергию в Российской Федерации. И это ещё не все, к сожалению, подводные камни для российского ТЭК, которые сейчас обсуждается в рамках парижского соглашения. Учитывая всё это, я прошу Министерство энергетики срочно подключиться к переговорному процессу по парижскому соглашению, чтобы итоговые пункты никоим образом не отразились негативно на нашем ТЭКе.
В завершение я хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в целом позитивно относится к усилиям министерства по дальнейшему развитию нашего ТЭКа в Российской Федерации в нынешних непростых условиях.