Гаджимурад Омаров о прошедших в сентябре выборах глав российских регионов
см. также ↓На пленарном заседании Государственной Думы 20 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Гаджимурад Омаров:
Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, (Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.).
Я бы хотел сказать несколько слов в связи с прошедшими в сентябре выборами глав ряда российских регионов. Хочу напомнить вам, что на сегодняшний день 11 миллионов граждан в десяти регионах России не имеют такого избирательного права. Речь идёт о республиках Северного Кавказа, Республики Крым и автономных округах. На мой взгляд, такое положение дел нарушает конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства, в формировании его органов, а также нарушает принципы равноправия граждан и субъектов Российской Федерации.
Когда прямые выборы глав регионов были отменены, этого права были лишены в одинаковой мере все граждане России, поэтому не было особых возражений. Сегодня общественно-политическая ситуация в стране изменилась, народ в указанных регионах крайне возмущен неравенством: почему они не могут выбирать руководителей регионов, а другая часть России может.
Некоторые утверждают, что население этих регионов еще не созрело для выборов главы региона. Странно получается, для выборов Президента мировой державы созрели, а для выборов главы региона еще нет. По Конституции народ является единственным источником власти, и он должен решать, как избирать главу своего региона, но по данному вопросу в регионах не было проведено ни одного референдума. Желая укрепить собственную власть, руководители ряда регионов, при первой возможности, не учитывая мнение народа, вновь вернулись к парламентскому способу избрания.
Ситуация усугубляется и тем, что в большинстве указанных регионов были отменены и прямые выборы глав городов и районов, их отмену мотивировали экономией бюджетных средств, затрачиваемых на проведение выборов, хотя экономить надо не на правах своих сограждан, а на собственных аппетитах.
Таким образом, в одних регионах страны граждане обладают всей полнотой избирательного права, а в других фактически ее лишены. Руководители регионов получили легитимный способ для укрепления своих кланово-семейных империй, устранения неугодных и конкурентов. В условиях отсутствия конкурентной борьбы на местах происходит деградация политической культуры, из-за отсутствия выборности и контроля со стороны народа главы регионов и городов расслабились и попросту не работают.
Народ, видя безальтернативность, не ходит на предсказуемые выборы, они чаще выходят на акции протеста, причем в большинстве своем по социальным причинам, это происходит по причине резкого падения эффективности государственных и муниципальных органов, а также из-за отсутствия у народа правовой возможности влиять на их работу.
Как итог, прошедшие в сентябре прямые выборы глав регионов продемонстрировали нам крайне низкую явку в среднем 30 %. Отсутствие выборности и конкуренции на всех уровнях власти порождает политическую апатию у старшего поколения, протестность у молодежи, отчуждение власти и народа и неэффективное государственное и муниципальное управление.
Особенно негативный эффект отмены прямых выборов глав наблюдается на Северном Кавказе, это регион с тысячелетней историей демократии, но местные чиновники считают себя выше этих традиций. Отмена прямых выборов на Северном Кавказе не привела к улучшению социально-экономической ситуации, не остановила терроризм, не сняла социальную напряженность, не понизила дотационность, но существенно ухудшила положение с соблюдением прав граждан и качеством государственного и муниципального управления.
К власти на местах и в региональных структурах пришли руководители, не имеющие доверия общества, которые в кризисной ситуации не могут выйти к людям и общаться с ними, они руководствуются не интересами населения, а экономическими интересами своих кураторов. Отсутствие прямых выборов глав муниципальных образований не позволяет сформироваться будущему кадровому составу региона.
В качестве примера, к чему приводит отсутствие выборности, приведу Республику Дагестан это наиболее ущемленный в избирательных правах регион.
В новейшей истории в Дагестане ни разу не проводились прямые выборы главы региона. Обратите внимание: ни один из назначенных глав Дагестана не дослужил до конца своего срока. При каждом новом назначении главы Дагестана преобразования в республике заканчивались банальным перераспределением должностей и финансовых потоков.
Низшей точки политической деградации Дагестан достиг под руководством предыдущего главы региона. За последние пять лет дотации в бюджет республики увеличились в два раза. Каковы же отдачи? Бедность в Дагестане за последние пять лет выросла в 1,5 раза. В республике один из самых высоких показателей безработицы по стране. Средняя зарплата в республике в два раза ниже, чем в среднем по России. По уровню ВРП на душу населения республика занимает 74-е место среди регионов России. Несмотря на то, что в республике с помпой открывались школы, больницы, садики, их общее количество снижалось.
Я считаю, проблема в том, что дагестанская власть во главе с бывшими руководителями была заинтересована в банкротстве республики. Чем хуже они работали, тем больше средств выделял центр. Федеральный центр все эти годы финансировал проблемы республики, а не их решение.
Растет социальная напряженность. За последние пять лет в республике прошли сотни протестных акций, в которых приняли участие более 100 тысяч граждан, но республиканские власти всевозможными способами пытались их подавлять вместо того, чтобы прислушаться к ним и решать проблемы. Соответственно, выбирать своих лидеров нельзя, собираться мирно и отстаивать свои права нельзя, а ходить на выборы с заранее готовыми результатами нет смысла.
Что остается гражданам? В Дагестане процветает политическая коррупция. К выборам с подачи администрации главы республики не были допущены ряд популярных в народе политиков и партий, искусственно созданы конфликты в городах Буйнакске, Дербентском, Ногайских районах Дагестана, где власть вопреки желанию населения продвигала своих ставленников. Повсеместно главы городов и районов заменяются без учета мнения народа, по уровню эффективности госуправления Дагестан на последних местах. В среднем вклад дагестанского чиновника в развитие регионов в три-четыре раза ниже, чем у его коллеги в других регионах.
Чем больше говорилось о борьбе с клановостью, тем больше её становилось. Десятилетиями кланы убеждали Москву, что несоблюдение принципа национального квотирования может привести к межнациональным конфликтам. Я с полной ответственностью заявляю, что это шантаж с целью сохранить свою власть и добиться покровительства Москвы. Никаких реальных угроз межэтнических конфликтов в республике нет.
Долгие годы кланы Дагестана занимались тем, чтобы выжигали в регионе внутренние предпосылки для развития, а именно интеллектуальные ресурсы, созидательную энергию и запросы общества на развитие. Это делалось под предлогом борьбы с коррупцией и терроризмом, но приводило к убийствам журналистов, общественных и политических деятелей. Кланы не желали позитивных перемен, потому что в новых условиях они окажутся невостребованными.
Начатая несколько лет назад борьба с коррупцией не принесла ожидаемых результатов, но общий уровень коррупции, наоборот, вырос. Таким образом, мы видим, что данный способ формирования региональной и муниципальной власти безнадёжно устарел и в нынешних политических и экономических условиях неэффективен.
Говоря о назначении в Республику Дагестан в качестве врио главы Республики Дагестан Владимира Васильева, я не могу обойти стороной национальные отношения и национальную политику государства. Долгие годы не занимались подготовкой национальных кадров на федеральном уровне, и по этой причине сформировался кадровый дефицит среди дагестанцев-управленцев, на которых можно было бы возложить руководство республикой.
В руководстве высших федеральных исполнительных органов власти нет ни одного дагестанца. Дагестанцы это 2,5 % от населения России, и они по принципу равного доступа к госслужбе должны занимать как минимум две руководящие должности в федеральных исполнительных органах власти, и несколько заместителей.
По этой причине Кремлю сложно сформировать резерв, которому можно доверить управление республикой, ему вынужденно приходится опираться на старые проворовавшиеся кланы. И эта проблема касается не только дагестанцев, не представлены в должной мере на федеральном уровне также башкиры и татары. Поэтому прежде чем соблюдать национальное квотирование в регионах, надо его соблюсти на федеральном уровне. Без реализации такого подхода российский федерализм бесперспективен.
Владимиру Васильеву в первую очередь в Дагестане надо восстановить конституционный строй и вернуть дагестанцам право выбирать. На каждой встрече с населением меня просят поднять этот вопрос в Государственной Думе. Большинство дагестанцев выступают за возврат прямых выборов. Аналогичного мнения придерживается население и других регионов, лишённых такого права.
Возврат прямых выборов позволит преодолеть пропасть между властью и населением, восстановить доверие, авторитет, позволит контролировать региональную власть не только сверху, но и снизу. Чтобы восстановить доверие населения, необходимо самим начать доверять населению.
Также я предлагаю создать рабочую группу из депутатов Государственной Думы с целью проработать и рассмотреть механизмы прямых выборов глав регионов, муниципальных районов и городов.
Спасибо за внимание.