18 октября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Епифанова:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" имеет безусловную социальную и государственную значимость.
Оно является не только стратегическим предприятием, но и важным элементом социальной инфраструктуры общества. Поэтому сегодняшнее обсуждение может проходить именно с пониманием этой позиции и этой значимости.
Нам очень не хочется быть обвиненными в предвзятости, мол, все мажем черной краской. Почта России в последнее время много чего делает и делает хорошо, и достижения, конечно, есть, но и закрывать глаза на очевидные недостатки работы предприятия тоже нельзя.
Начнем с социальной функции. Согласитесь, что есть территории, где эта функция крайне важна: это отдаленные сельские территории, труднодоступные и малочисленные населенные пункты. Все отлично понимают, что для проживающих там граждан значит почта. Зачастую она является единственным средством связи с внешним миром, доставки товаров, выплат пенсий и детских пособий, она не просто имеет огромное значение, она жизненно важна.
Так вот, в моей Архангельской области, куда вы, Николай Анатольевич, в должности министра до сих пор еще не приехали, в таких населенных пунктах стационарные отделения почтовой связи закрываются и переводятся в формат работы доставочных участков. Мотивация таких решений известна и предсказуема: низкая рентабельность, убыточность и нехватка кадров.
Однако убыточность оказания услуг почтовой связи на таких территориях это абсолютно объективный фактор. Прибыльной почта там никогда не была и никогда не будет. В стратегии развития Почты России на период до 2018 года это обстоятельство зафиксировано и принято во внимание при выработке соответствующих решений, то есть эта убыточность вовсе не новость, возникшая вдруг и неожиданно.
Более того, в упомянутой мной стратегии заявлена цель сделать "Почту России" прибыльной, клиентоориентированной, эффективной и технологичной компанией и далее, внимание, при надлежащем обеспечении возложенной государством социальной функции по предоставлению базовых услуг почтовой связи.
Как хорошо сказано, какие красивые слова, но они существуют отдельно и независимо от самой "Почты России". Потому что социальную функцию, возложенную на "Почту России" по отношению к этим территориям, она не выполняет.
Коллеги, давайте спросим, что лучше красивая стратегия или хорошая почта? Очевидный ответ хорошая почта, ибо она делает жизнь людей лучше, а красивые слова только слух ласкают, да и то не всем.
Понятно, что "Почта России" пытается внедрять разные прогрессивные технологии, расширяет спектр услуг, чтобы соответствовать новым требованиям, и это правильно, но часто она делает это грубо, неуклюже и без того, что называется заботой о людях.
Смотрите, вот вам ещё один пример из моих северных малонаселенных регионов. Сейчас у нас в некоторых почтовых отделениях внедрили новую систему: часть окон, где люди оплачивали "коммуналку", получали посылки и пенсии, переориентировали на оформление кредитов и других банковских услуг. Очереди каждый день огромные, люди ругаются, находятся по полдня в этих душных помещениях, где не всегда есть место, чтобы присесть. Конечно, рядом стоят банкоматы, в которых вроде бы как можно оплатить коммунальные и прочие услуги, но вы сами знаете, не все, особенно пожилые люди, доверяют всяким агрегатам для оплаты, а банковским картам предпочитают наличные деньги, да и комиссионный сбор они воспринимают не иначе как грабеж. И как пишут мне районные депутаты: терминалы часто не работают, система не отлажена. Люди вынуждены ехать в райцентр, тратить на дорогу 200 рублей, чтобы оплатить квитанцию в 40 рублей.
Поэтому, когда в отчетных донесениях "Почты России" вы увидите красивые цифры: мол, в стольких-то отделениях они внедрили такую-то высокотехнологичную систему, то это вовсе не значит, что количество граждан, осчастливленных "Почтой России", увеличилось.
И вот что интересно, коллеги. Социологические исследования, выполненные по заказу Минкомсвязи России, показывают вполне благостную картину. Например, как заявили в "Почте России", 83% клиентов оценили качество доставки почтовых отправлений на пять баллов из пяти возможных.
Здесь надо иметь в виду, что результаты социологических исследований сильно зависят от того, кого опрашивают, где опрашивают, когда опрашивают. Например, если вы поинтересуетесь качеством оказания услуг "Почты России" у людей, выходящих из душного помещения, где они полдня провели на ногах, то окажется, что сто процентов населения оценивают его как отвратительное, а если кто и затруднится с ответом, то потому что не найдет приличных выражений. И наоборот, если спросить человека, который никогда или очень редко имел дело с почтой, то вполне может быть, что он будет доволен.
Разумеется, истина лежит между этими полярными оценками. Наибольшее количество претензий связано с доставкой почтовых отправлений, писем, бандеролей, посылок. Что касается нарушения установленных сроков доставки, это дело обычное, привычное и, похоже, неисправимое, здесь даже особых исследований не нужно.
Что касается порчи или пропажи почтовых отправлений, то с такими случаями хотя бы раз в жизни сталкивался каждый десятый опрошенный. Я как раз и вхожу в их число. Вот вам мой личный недавний опыт. Мной из Государственной Думы был отправлен законвертованный служебный документ в Республику Коми, было это в конце июля. Попробуйте угадать, когда он был доставлен адресату. Не угадаете. Почтовое отправление к месту назначения не доставлено до сих пор. Прошло три месяца, и боюсь, что оно уже не будет доставлено никогда. И это документ, отправленный из Государственной Думы, не последняя, между прочим, организация в стране.
Я не знаю, в чём секрет, но несмотря ни на что наладить нормальную работу "Почты России" не удаётся уже много лет. Кто только ни брался за эту работу, кого только не было у руководства, но нет результата. Заколдована она что ли? Наберите в любом поисковике слова "отзывы о качестве работы "Почты России", и вы получите сотни откликов примерно такого содержания: "Почта России" теряет письма, "Почта России" тырит посылки, "Почта России" посылает куда подальше, "Почта России" такая-сякая, и тому подобное.
Примерно такое же качество "Почта России" демонстрирует и в сфере законопроектной работы. В 2014 году Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, разработанный Минкомсвязи, "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Проще говоря, это законопроект о приватизации "Почты России". На него сделали свои заключения ГПУ Президента Российской Федерации, Экспертное управление Президента, Совет Безопасности, Исследовательский центр частного права при Президенте России, Счётная палата, профильный комитет и комитет-соисполнитель Государственной Думы.
Кроме того, по данному законопроекту были проведены специальные парламентские слушания. Все заключения пестрят фразами: низкий уровень юридической техники, не выдерживает критики, невозможно в рамках отечественного законодательства, способно породить большое количество злоупотреблений, вызывает недоумение, не может быть оправдано никакими соображениями. Ни одного одобрительного слова.
И общий вывод: законопроект не может быть одобрен и рекомендован для принятия. Именно поэтому этот законопроект с 2014 года так и не добрался до процедуры первого чтения, а с той концепцией, которая в него заложена и с теми нелепостями, которые он содержит, не доберётся никогда.
Так отзовите же его, внесите хорошо проработанный законопроект. Отозвать проект не стыдно, тянуть резину только позориться. Это же публичная демонстрация своей несостоятельности.
Коллеги, для интереса посмотрите в интернете, как организованы почтовые службы за рубежом, какие услуги и с каким качеством они предоставляют. Например, королевская почта Великобритании, государственная почта Франции, германские почтовые компании, японские почтовые корпорации, почтовая служба Бразилии, даже беглое знакомство приводит к неутешительному выводу: нам до них 100 вёрст и всё пёхом.
Удивительно, почтовые службы там имеют разные формы собственности и не только полностью государственные, но и частично, но качество везде отменное.
Мы искреннее хотим, чтобы "Почта России" была лучшей в мире, чтобы гордились ею. Сейчас, когда ругают "Почту России", люди обречённо говорят: ну, а что же вы хотите это же "Почта России", а надо, чтобы "Почту России" хвалили и чтобы люди могли гордо ответить: ну, а как же иначе это же "Почта России".
Заверяю вас, уважаемый Николай Анатольевич, и отсутствующий здесь Николай Радиевич (Подгузов, Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" Прим. ред.), что ради такого дела мы всегда готовы оказать вам и помощь, и поддержку.
Спасибо за внимание.