Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову
см. также ↓18 октября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров. Вопросы министру задали Олег Нилов, Олег Николаев и Галина Хованская.
Олег Нилов:
Николай Анатольевич, вы справедливо, пожалуй, пеняли на архаичность модели управления в виде ГУПа, но есть ещё один архаичный способ отъёма денег у населения через роуминг.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подготовила законопроект об отмене роуминга, мы видим поддержку и руководства ФАС, и вашу, но, как нам известно, вы считаете, что нет необходимости принимать этот закон.
Хотя сегодня произошли изменения в Думе, и у нас есть возможность любой приоритетный закон от имени фракции внести и, я надеюсь, коллеги в Думе поддержат эту инициативу.
Скажите, каковы тогда ваши намерения? Назовите конкретную дату, потому что в проекте постановления, я надеюсь, мы укажем дату отмены роуминга. Это может быть 31 декабря, 8 марта, 18 марта или, например, крайний срок начало Чемпионата мира. Спасибо.
Николай Никифоров:
Большое спасибо. Когда пришёл на работу в министерство, тоже обозначил этот приоритет, что мы с роумингом должны покончить. Но нужно понимать, что есть три вида роуминга, и они все разные. И очень часто мы эти понятия путаем между собой.
Действительно, мы эту работу сейчас ведём вместе с главой Федеральной антимонопольной службы, проводим совещания вместе, собираем операторов. Я уверен, что мы нашли хорошее решение этой проблемы.
Первый тип роуминга внутрисетевой, когда вы, будучи абонентом той или иной компании, переехали из города в город и эта же компания что-то вам начинает доначислять. На самом деле это не проблема той сотовой компании. Дело в том, что просто исторически связь была в России выстроена таким образом, что в каждом городе звонок должен идти в специальный, другой уровень сети, пройти межгород и так далее. И с этим роумингом мы с операторами договорились покончить. Скорее всего, с начала 2018 года, я говорю скорее всего, потому что сейчас операторы финализируют свои планы, с начала 2018 года это понятие уйдёт в прошлое.
В то же время у операторов такое количество тарифных планов и настолько отличаются цены по разным регионам России, что им потребуется определённый переходный период, чтобы всё это привести в порядок. Но в целом с внутрисетевым роумингом с начала 2018 года в нашей стране покончено. Можно в том или ином виде это записать в постановлении.
Второй тип роуминга национальный, когда, к примеру, вы абонент не крупного федерального оператора, а небольшого местного. У нас в стране не четыре сотовых оператора, их у нас 15, просто некоторые операторы локальные. И, допустим, вы приехали из своего региона с SIM-картой этого локального оператора в Москву, а там его сети нет, здесь начинает работать национальный роуминг, и наступают взаиморасчёты между оператором, который работает в Москве, к примеру, и с оператором этим, небольшим.
Здесь вопрос лежит исключительно в плоскости экономических отношений, с которыми может разобраться Федеральная антимонопольная служба. Иными словами, если кто-то что-то завышает, ФАС за это накажет. Бессмысленно пытаться операторам вписать какую-то норму через закон "О связи". Если мы пропишем какие-то безусловные параметры, то мы опять же просто повысим общий уровень цен на сотовую связь.
Для справки. Не более 10% абонентской базы сотовых операторов вообще перемещается регулярно из региона в регион. Таким образом, решая эту проблему для 10% перемещающихся граждан, мы их проблемы переложим через цены на всех остальных. Здесь нужно быть очень осторожными и не действовать ультимативно. В целом с антимонопольной службой эту работу ведём, уверен, что завершим.
Кроме того, мы являемся активными лоббистами, не побоюсь этого слова, отмены роуминга на уровне ЕврАзЭс или роуминга международного. Мы заключаем соглашения с министерствами других стран для того, чтобы цены на международный роуминг снизить.
В целом уверен, что через три года, пять лет, может быть, семь лет мы даже от понятия "международный роуминг" фактически полностью избавимся, уровень цен будет почти единый.
Спасибо.
Олег Николаев:
Уважаемый Николай Анатольевич, я, наверное, продолжу вопрос в направлении деятельности "Почта Банка" в двух плоскостях. В связи с закрытием или оптимизацией структурных подразделений Сбербанка, конечно же, многие ожидают более наступательного действия со стороны "Почта Банка" по приходу в населенные пункты. Это первое.
Второе. Есть опасение у самих почтовых работников о том, что они ранее оказывали много услуг и за это получали комиссии, то есть то, что сейчас уже уходит "Почта Банку", в связи с этим и финансовая составляющая по-иному разделяется. У меня в связи с этим два вопроса.
Первое. Какие планы развития структурных подразделений банка в сельской местности откуда уходит Сбербанк?
Второе. Как все-таки делятся доходы между почтой и "Почта Банком", тем более вы сказали, это идет на повышение заработной платы почтовых работников?
Николай Никифоров:
Спасибо большое.
"Почта Банк" сегодня развивается темпами, которые не имеют аналогов в мире, мы открываем в год пять тыс. офисов и эти темпы сохраняются. Никогда ни один банк не разворачивал свою деятельность такими темпам. Наша сила это наша сеть отделений почтовой связи, в этом, в каком-то смысле, эксклюзив этого проекта, мы этой сетью дорожим. И мы рады, что с 2012 года не допустили этого сокращения, я уже на этот вопрос отвечал.
В целом к 2018 году у нас будет до 20 тыс. таких офисов, и мы действительно этой сетью дорожим. Инфраструктурный платеж, который "Почта Банк" за период до 2023 года сделает в Почту России, составляет 43 млрд руб. это та прибавка, которую Почта России получит от использования тех же отделений почтовой связи.
Не соглашусь с опасением, что приход и начало работы почтового офиса в том или ином почтовом отделении как-то сказывается негативно на чьей-то заработной плате.
Во-первых, заработная плата в целом увеличивается, потому что появляется дополнительный доход, и мы за этим строго следим.
Кроме того, мы действительно создали систему мотиваций и для сотрудников почты, и для сотрудников банка работать сообща.
Действительно, вы обратили внимание на такой проблемный момент, который мы решали ещё в прошлом году. Система мотивации сегодня выстроена и работает в интересах всех сотрудников, находящихся в этом отделении, а с учетом того, что это дополнительное окно, я имею в виду почтовый банк, очень часто мы создаем новые рабочие места. У нас на "Почте" работает около 300 тыс., даже с учетом всех находящихся в декретных отпусках и так далее, до 350 тыс. человек, почтовый банк создает дополнительные рабочие места в том случае, если дополнительно открывается окно.
Так что здесь сплошные плюсы и для населения, и для сотрудников "Почты", и для функционирования этой системы в целом, плюсы для цифровой экономики, потому что жители, получая эти современные банковские карты, начинают активно покупать товары в интернете, делать платежи и те же самые государственные пошлины в режиме онлайн, будут пользоваться той же системой ГИС "ЖКХ" и квартплату платить непосредственно из дома. Мы за переход к такой модели.
Вы обратили внимание на вопросы пенсий и различных пособий, которые выплачиваются. У нас вызывает серьезную озабоченность несколько регионов Российской Федерации, не хотел бы сейчас на них акцентироваться, где объем ежемесячной доставки наличных на эти выплаты исчисляется миллиардами рублей. Вот с этим нам точно нужно покончить, нам нужно всё это перевести на банковские карты. Нужно стимулировать население переходить на банковские карты, потому что количество таких наличных денежных средств, которое переводится и раздается населению, это очень серьезная угроза, в том числе и с точки зрения потенциальных источников финансирования таких вещей, как терроризм, и так далее.
Галина Хованская:
Уважаемый Николай Анатольевич, первый вопрос это вопрос отношения населения, отношение ТСЖ, ЖСК к ГИС "ЖКХ". К сожалению, мы хотели бы слышать слова благодарности, но вместо этого к нам поступает множество жалоб на несовершенство этой системы, на ошибки, которые выявляются, и так далее. Если в отношении ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций предусматриваются санкции в административном порядке, то как может справиться председатель ТСЖ и ЖСК, у которого пенсия сравнима со штрафом в 10 тыс. руб.? Не видите ли вы здесь возможности изменить, какой-то дифференцированный подход предусмотреть? Потому что одно дело крупная ресурсоснабжающая организация, совершенно другая история это когда домом управляет пенсионер, получающий пенсию. Это первый вопрос.
И второй вопрос. Как вы справились с проблемой совместимости, или вы её просто не стали решать? Я имею в виду региональные базы данных, которые существовали до возникновения ГИС "ЖКХ". Что-то было сделано в этом направлении, или эта работа не велась?
Николай Никифоров:
Большой объём работы идёт сейчас по ГИС "ЖКХ". Мы очень самокритично относимся ко всем поступающим обращениям. Их поступает много, мы проводим много видеоконференций, селекторов и стараемся все эти замечания снимать.
В целом система работает, и работает достаточно надёжно. Мы видим, что только со стороны граждан ею пользуются сегодня уже более 700 тыс. человек, а в целом почти 98-99% управляющих компаний, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций, местных жилищных инспекций в ней зарегистрировано. И мы видим просто тот объём данных, который туда поступает. Если бы в ней были какие-то критические недоработки, то эти данные просто не были бы сегодня в системе. Тем не менее, будем продолжать её совершенствовать. Как и в любой системе, конечно же, в ней есть какие-то текущие доработки, которые должны происходить.
С точки зрения Кодекса об административных правонарушениях. Действительно, с 1 января 2018 года такая норма вступает в силу, но со стороны Правительства мы только что, по крайней мере, со стороны нашего министерства и Минстроя в Правительство внесли законопроект, который учитывает как раз те замечания, которые вы сейчас назвали. Сделать эту ответственность дифференцированной, сделать предупреждение всё-таки в качестве первоочередной и ключевой нормы воздействия КоАПа, не уходить сразу на штрафы и тем самым сделать такой мягкий старт самой системы. Сама обязанность вносить информацию наступила с 1 июля 2017 года. Все уже обязаны это делать. И, кстати, прокуроры начали за этим внимательно следить. Но обязанность, с точки зрения ответственности, наступает действительно с 1 января 2018 года.
Поэтому просим поддержать этот правительственный законопроект по дифференциации КоАПа и до нового года помочь нам его принять. Мы скоро придём доказывать эту позицию сюда, на площадку Государственной Думы.
Что касается интеграции с IT-системами. Сегодня ГИС "ЖКХ" интегрирована успешно примерно с 2,5 тыс. таких IT на местах. Конечно, было бы странно заставлять всех перебивать информацию ручками. Там, где региональные системы работали, там, где были крупные информационные системы самих управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций, они интегрированы. Мы эту технологию отработали, она многократно использована. Если опять же у кого-то есть какие-то конкретные замечания, я понимаю, что вы эту тему курируете здесь, на площадке Государственной Думы, тоже просьба нам дать конкретные названия регионов, компаний. И мы готовы по всем по ним эту работу отдельно в ручном режиме провести. Спасибо.