Александр Ремезков о формировании бюджетов внебюджетных фондов в 2018-2020 годах
см. также ↓На заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам 17 октября рассматривался ряд законопроектов по бюджетам внебюджетных фондов на 2018-й и на плановый период 2019 и 2020 годов. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков рассказал о том, как будут формироваться фонды, от которых напрямую зависит медицинское обслуживание, социальные выплаты и пенсионное обеспечение российских граждан:
В бюджете Пенсионного фонда есть несколько позитивных, на наш взгляд, позиций. Во-первых, сокращаются средства федерального бюджета, направляемые на обязательное пенсионное страхование с 11,8% в 2017 году до 7,4% в 2020 году. Во-вторых, сохраняется мораторий на финансирование накопительной части пенсии. В-третьих, на уровне 22% сохраняется ставка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
Наша фракция считает, что нужно не только не повышать, но и уменьшать ставки страховых взносов. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесет соответствующие предложения на рассмотрение Госдумы.
Партия поддерживает те положения законопроекта о бюджете Пенсионного Фонда, которыми устанавливается, что неиспользованные остатки по ряду расходов направляются на выплату текущих пенсий. И, конечно же, решение индексировать страховые пенсии с 1 января 2018 года, а не с 1 февраля, как было до сих пор.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" давно настаивала на том, что пенсионеры должны получать проиндексированную пенсию с самого начала года. Это справедливо. А возвращаться к прежнему порядку в 2019-2020 годах совершенно бессмысленно. И к тому же подрывает авторитет не только Правительства, но и в целом органов власти.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически против отмены индексации пенсий работающим пенсионерам. Сегодня порядка 10 миллионов российских граждан в пожилом возрасте трудятся на благо нашей страны. Для проведения индексации их пенсий требуется около 200 млрд рублей. Да, таких средств нет в бюджете Пенсионного фонда. Но их ведь можно обеспечить трансфертом из федерального бюджета.
Мы не согласны с тем, что единовременная выплата этого года в пять тысяч рублей не включена в общую базу для индексации пенсии. Нашей партией разработаны и находятся на рассмотрении законопроекты, которые могут исправить эту несправедливость. Действующая пенсионная система России приводит к снижению уровня жизни пенсионеров. За три года размер реальной пенсии снизится на 1,6%.
Правительство уже несколько лет не устанавливает дополнительную фиксированную выплату в 25% к страховой пенсии по старости и по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве. Объяснения Минтруда по этому вопросу не выдерживают никакой критики. К концу 2017 года средняя пенсия составит 13 213 рублей, а пенсия граждан, проработавших более 30 лет в сельском хозяйстве, окажется выше всего на 0,8%. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет добиваться увеличения выплат для этой категории пенсионеров. Также мы настаиваем на пересмотре методики расчета прожиточного минимума пенсионера в сторону его увеличения.
Кроме того, мы вносим предложения об отмене порога начисления для страховых взносов, дополнительной ставки в 10% сверх порога, установлении более низкой ставки страховых взносов. Это позволит, с нашей точки зрения, вернуться к полностью распределительной системе пенсионного обеспечения, способствовать долгосрочной финансовой устойчивости бюджета Пенсионного Фонда.
Что касается бюджета Фонда ОМС, то здесь в первую очередь нужно наводить порядок с межбюджетными отношениями. Сегодня мы видим, что общий размер дотаций (645,1 млрд рублей) на 16 млрд рублей меньше, чем доходы от страховых взносов на ОМС неработающего населения. Куда подевались эти 16 млрд рублей, никто толком не объясняет. Распределение субвенций между субъектами РФ крайне неравномерное у одних 2,2 рубля субвенции на 1 рубль взносов, у других 5,2 рубля субвенции на 1 рубль взносов. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает все замечания Счетной палаты и считает, что все собранные взносы необходимо передать регионам.
Еще одна серьезная проблема – дефицит средств на выполнение майского Указа Президента РФ № 597. Сигналы об этом к нам постоянно поступают из субъектов РФ. Потребность в расходах на увеличение оплаты труда медицинских работников выше, чем рассчитано в бюджете ФФОМС. Счетная палата оценивает дополнительную потребность в 43,1 млрд рублей. А судя по представленному в парламент бюджету ФФОМС, дефицит средств повышение зарплат медработникам будет нарастать с 2018 по 2020 годы. Очевидно, что необходимо не только менять бюджет фонда, но задействовать ресурсы федерального бюджета, чтобы помочь регионам исполнить майские Указы Президента.
Наша партия выступает против финансирования за счет средств бюджета ФФОМС высокотехнологичной помощи, не включенной в базовую программу ОМС. Отвлечение этих средств по сто млрд. рублей ежегодно в 2018-2020 годах приведет к сокращению объемов базовой помощи ОМС. Высокотехнологичная помощь, не включенная в базовую программу, должна финансироваться только за счет средств федерального бюджета.
Много вопросов возникает в части расходования средств Фонд социального страхования. На наш взгляд, совершенно недопустима ситуация, при которой в части ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2018 год имеется дефицит в 44,45 млрд рублей, а в части ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год профицит в 16,75 млрд рублей. И этот тренд сохраняется в 2019-2020 годах. Считаем, что использование остатка средств по ОСС от несчастных случаев необходимо направлять на финансирование дефицита фонда соцстраха.
Мы против размещения в кредитных организациях 50 млрд рублей из резерва страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве в 2018 году. Временно свободных средств во внебюджетных фондах быть не должно. Необходимо, чтобы они постоянно работали, а не отлёживались на депозитах. Требуются изменения законодательства в части порядка обращения за пособием по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Необходимо назначать пособие по беременности и родам женщине, которая непрерывно работала на протяжении года из последних двух лет до обращения за пособием. Сейчас женщине, если она не работает на момент обращения за пособием, пособие не выплачивается. И это совершенно несправедливо. А разговоры о дефиците средств тут неуместны. Нашлись же 275,7 млн рублей на создание информационных систем, не предусмотренных нормативными актами (здесь мы целиком поддерживаем замечания Счетной палаты), значит можно найти деньги и на восстановление социальной справедливости.
Также необходимо срочно пересматривать стоимость родового сертификата, которая не меняется уже 10 лет и составляет 11 тыс. рублей.
На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации запланировано в 2018-2020 годах ежегодно по 26,47 млрд рублей. А потребность в этих средствах ежегодно в этот период составляет 30,1 млрд рублей. Считаем необходимым предусмотреть недостающие средства в бюджете ФФСС.
Пока эти предложения не будут приняты, депутаты нашей фракции не поддержат правительственные законопроекты о внебюджетных фондах.