На пленарном заседании Государственной Думы 18 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:
Когда обсуждают бюджет, обычно говорят о расходах следующего года. Туда 100 миллиардов плюсом, отсюда 100 миллиардов минусом. Между тем, есть смысл поговорить про макрорешения, поскольку именно они закладывают текущую бюджетную политику.
На примере бюджета-2018 мы видим, что федеральные расходы снижаются почти на полтриллиона рублей, и во многом за счет экономии на пенсионерах, так как трансферты в ПФР уменьшаются на 300 миллиардов и в бюджет заложено снижение реальных пенсий на 1,5% в ближайшие три года.
Перечень социальных потерь можно продолжить: урезание выплат на программу "Молодая семья", запланированное двойное обесценивание материнского капитала по сравнению с его размером в 2012 году. Причем, все это происходит на фоне увеличения ВВП на 5 триллионов. То есть, валовый продукт, пусть номинальный, увеличивается – бюджет падает. В реальном исчислении ВВП растет на 2%, а бюджет падает на 6%.
Я чуть позже вернусь к теме бюджета, а пока про маленькую вишенку на бюджетном пироге, которой мы хотим порадовать трудящихся, это повышение минимальной зарплаты до прожиточного минимума.
Но о каких же параметрах идет речь? Дополнительная нагрузка на федеральный бюджет в 2018 году составит 0,05%, на региональные бюджеты 0,2%, из которых часть еще вернется через подоходный налог. Нагрузка на частный бизнес увеличится на целых 0,02%.
В результате этих героических усилий фонд оплаты труда работников России увеличится аж на 0,2%, а за два года на 0,5%. Это, правда, в целом для работников ничего не изменит, так как в прогноз развития заложен опережающий рост производительности труда, то есть доля зарплаты в создаваемом национальном продукте уменьшится.
Повторю здесь цифры удручающей статистики: минимальная зарплата в России по ППС находится на 95-м месте в мире и уступает минимальной зарплате в Гондурасе, Мавритании, Чаде и Вьетнаме. После повышения "минималки" Чад, Вьетнам и Мавританию мы обгоним, а Гондурас нет.
Почему так происходит? Может быть, просто нет налогооблагаемой базы? Теперь самое главное: база пока есть, но она всё больше приобретает свойства шагреневой кожи.
В 2011 году доля федерального бюджета к ВВП составляла 20%, в 2017 году 16%, на следующий год 15,7%, а к 2020 году – 14,7%.
Если мы обратимся к консолидированному бюджету, включая внебюджетные фонды, то с 2011 года его доля к ВВП сократилась на три процентных пункта, с 35% до 32%, а к 2035 году сократится до 28%.
Так в XXI веке не живут.
Для того, чтобы страна развивалась, требуется поддержание доли расходов к ВВП на образование на уровне 5-6%, на высшее образование 1%, на медицину 8-9%, на пенсии 12-13% ВВП. Для России это означает необходимость увеличения затрат только на образование и медицину на 4 трлн руб., а на пенсии еще на 5 триллионов.
Откуда взять деньги? При налоговой нагрузке в 32% к ВВП, конечно, неоткуда. Безусловно, резервы перераспределения есть, они здесь обсуждаются, но, наверное, не с тех позиций.
В современном развитом мире, в странах, где газа и нефти нет, доля государственных расходов к ВВП составляет 40-50%. Не 32%, а 40-50%. На уровне 28% госрасходов к ВВП, куда нас зовет Правительство, находятся Ямайка, Боливия и Зимбабве. Есть ещё Румыния с Болгарией, но все эти страны не несут больших военных расходов. Если учесть 3% необходимых России затрат на оборону, то есть от 28 отнять три, то 25% это уровень... Папуа Новая Гвинея.
Мы не говорим о деньгах в рублях или долларах или юанях. Мы говорим о пропорциях. Они не связаны с нефтью или газом. Мы говорим о том, что если объем товаров и услуг взять за сто, то какая доля из этого объема идет на общественное благо.
Иногда нам полугласно возражают. Мол, общественное благо – это гуманизм, абстракция, вещь хорошая, но если все потратить, на что же будет развиваться бизнес. Общественное благо не абстрактная вещь. Оно напрямую связано с экономикой.
Не буду говорить про образование, все понимают чем человек грамотнее, тем от него больше толку. Скажу про медицину.
Россия занимает по уровню смертности 122-е место в мире. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у нас вчетверо выше европейской и только по этой причине работники в среднем уходят из жизни на восемь лет раньше. По оценкам исследователей, прямой ущерб составляет около 15% ВВП или 13 трлн руб. в год. Вот и связь между недофинансированием медицины и развитием страны.
Пора развеять неолиберальную демагогию о высоких налогах в России. Налоговые ставки в целом занижены. Нет, конечно, кто-то переплачивает, особенно промышленность и малый бизнес. Но мы говорим не про кого-то, а про целостность.
Девять триллионов – это размер налоговых льгот за 2016 год, по оценкам Счетной палаты. У нас, повторю, все федеральные расходы на медицину и образование в девять раз меньше. Какие-то из этих льгот нужны, но все ли девять триллионов?
Офшоры. Вспомним бодрые реляции некоторых депутатов о том, что в 2016 году вывоз капитала из России сократился. Конечно, сократился. Цена не нефть упала, нечего стало вывозить. Но если в 2016 году за январь-сентябрь уведено из под российского налогообложения 10 млрд долларов, то в этом году на ту же дату 21 млрд долларов.
Кто вывозит? У "Роснефти" 11 дочерних фирм в Голландии, Люксембурге, на Джерси и т.д., Аэрофлот облюбовал Бермуды, авиакомпания "Россия" – "приземлилась" в Ирландии, Ростехнологии – кормят Кипр. Там же прижились "Роснано", "УралКалий", "Мечел", "Норильский никель", "ОК", "Пятерочка", "Ашан".
Минфин и Минэкономики недавно предложили обязать крупнейших налогоплательщиков и их дочки иметь только российскую юрисдикцию. Правительство в лице Медведева и Шувалова категорически возразило. Не надо, мол, нам этих налогов.
А подоходный налог? 20 тысяч человек получают 4 триллиона рублей. Для сравнения, зарплата 50 млн человек составляет менее 20 трлн.
То есть государство не берет налоги. Вместо этого оно берет в долг. Нам много лет говорили, что Россия уходит от заимствований. Времена эти закончились. В 2016 году долг составлял 12,5 трлн руб., в 2017 году уже 15,2 трлн, а к 2020 году он должен подняться до 17,7 трлн. руб. Соответственно, расходы на его обслуживание увеличиваются только на следующий год на 100 миллиардов рублей и становятся сравнимы с дотациями в регионы.
Именно поэтому назрела необходимость ввести прогрессивное налогообложение, действенно пресечь офшорный вывоз капитала, остановить рост государственных расходов. Разумеется, эти мероприятия должны сопровождаться перестройкой самой экономики.