В Государственной Думе в ходе "правительственного часа" 13 сентября с информацией выступил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Вадим Белоусов:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты, уважаемый Ткачев Александр Николаевич! Этот год из-за неблагополучных погодных условий выдался трудным для сельхозпроизводителей многих регионов: от стихийных явлений пострадало свыше 30 краёв и областей.
Будет ли в полной мере и в короткий срок возмещён убыток от последствий плохой погоды ещё непонятно. Хотелось бы поддержки от Минсельхоза в это трудное время, в первую очередь финансовой, а пока ситуация с кредитованием селян получается по знаменитой фразе Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Был введён новый порядок получения субсидирования краткосрочных кредитов через уполномоченные банки под 5% годовых, вроде всё просто и понятно, но у меня вал обращений из всех областей о невозможности их получить, от фермерских (крестьянских) хозяйств.
Если раньше они работали с небольшими региональными банками, их там знали как заёмщиков, но приходя в новый, назначенный, как правило, крупный банк, узнали для себя, что получить здесь кредит им практически невозможно, так как здесь у них нет, во-первых, кредитной истории, во-вторых, бизнес их, оказывается, высоко рискованный, да и залогов маловато. В итоге без льготных краткосрочных кредитов остались крестьяне на посевную и уборочную.
По подсчётам Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств более 90% малых форм хозяйствования не получают кредиты из-за сложности процедуры оформления, отсутствия залога и гарантий. Эти предприятия являются для крупных кредитных организаций теперь, выдающих деньги, неудобным сегментом. Всего два банка, Сбербанк и Россельхозбанк, выдали на сегодняшний день 88% объёма льготных кредитов.
Ко мне обращался достаточно крупный фермер, бывший министр сельского хозяйства одной из областей, поставляющий мясную продукцию на экспорт, в сеть "Макдональдс" в России, хотя сегодня это не модно, занимающийся выращиваем высококачественного твёрдого зерна.
Если до этого он без проблем работал с местным банком, то при новом порядке выдачи льготных кредитов ничего получить не смог, хотя это стабильное, достаточно крупное предприятие.
Минсельхоз считает, что для стимулирования выращивания качественной пшеницы первого и второго класса, а также твёрдых сортов, необходимо контрактирование этой продукции предприятиями сельхозпереработки, что подразумевает авансовое финансирование, но при этом в 2016 году убирает из получателей льготного финансирования производителей макаронных изделий.
Давно уже исключены производители хлебобулочных изделий, имеющие производственные цепочки, собственные мельницы, и тоже кредитующие производителей качественного зерна. Под коммерческие проценты это сделать невозможно.
Собирались вернуть изготовителям макаронных изделий обратно льготные кредиты, но уже полгода идёт этот процесс, а по изготовителям хлебопекарных изделий вопрос не решается.
Также это качественное зерно поставлялось в Европу, была реальная конкуренция, но теперь мы ушли с этого выгодного рынка, он занят другими странами. Теперь зерно с низкими показателями экспортируется в Египет, Африку. А если нас начнут более качественным дешевым зерном вытеснять и оттуда? Дальше по географии за Африкой только Антарктида, но там, по-моему, спрос на зерно не очень большой. Выручает пока только бедность этих африканских стран. Но надо будет ещё посмотреть на рентабельность этого бизнеса, а то, как бы не пришлось списывать миллиардные долги этих стран в следующей Думе.
В 2018 году вводится новый порядок софинансирования регионального сельского хозяйства из федерального центра. По новым правилам поддержка из федерации будет зависеть от уровня обеспеченности региона: чем он выше, тем поддержка меньше.
Так в бюджете Тюменской области будет сокращена поддержка с 95% до 22%, выпадает 4,6 млрд руб. В Свердловской области до 67%, выпадает 447 млн руб. В Челябинской области до 81%, выпадает 425 млн руб. Эти деньги областям ещё надо найти, хотя бюджеты у них и так трещат, не хватает денег.
До сих пор полностью не решён вопрос о возврате денег по компенсациям ставок сельхозкредитов за 2015 год, а скоро уже 2018-й. Многие аграрники заявляют о невозможности получить инвестиционный кредит, что эти деньги распределяются между крупными холдингами. Ещё в школе мне рассказывали о латифундистах Южной Америки, очень крупных владельцах земельных угодий, которые подобрали под себя всю плодородную землю и задушили весь мелкий и средний сельскохозяйственный бизнес. Преподаватели указывали, что это вело к разорению крестьян, к неэффективной финансовой деятельности этих собственников, отсутствию конкуренции, политической нестабильности в этих странах. С тех пор прошло 40 лет, но, похоже, мы решили пойти этим путём, наступив на чужие грабли. Так давайте не называть это поддержкой села, а примем закон о льготном кредитовании и субсидировании определённых агрохолдингов, тогда может быть меньше станет вопросов от аграриев и будет понятно, что в этом они участвуют. Во всех развитых странах фермеру помогает государство, обеспечивая занятость, продовольственную безопасность и стабильность на селе.
Одни из главных инструментов это финансирование и кредитование. Надеюсь, эта практика будет применяться ко всей форме хозяйствования населения, независимо от их размера, чтобы не получилось так, что на селе на земле останутся только гастарбайтеры и вахтовики.
В заключение хотел бы обратиться к теме пчеловодства. До сих пор эти насекомые летают, не имея закона, регламентирующего их деятельность. Два законопроекта от оппозиционных партий были отклонены Минсельхозом. Надеюсь, законодательный процесс в этой области всё-таки будет завершён, что принесёт несомненную пользу не только пчёлам, но и людям, занимающимся производством мёда. Это позволит получить больше полезной и вкусной продукции.
Спасибо за внимание.