Сергей Миронов: наша страна способна стать крупнейшим производителем экологически чистых продуктов питания
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов заявил о необходимости реализации новой стратегии лидерства, основанной на производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров:
Производство экологически чистой продукции – это общемировая тенденция и потребность. В условиях массового производства продовольствия по промышленным технологиям особую ценность приобретают товары, изготовленные руками по проверенным методам с использованием только натуральных, органических продуктов и ингредиентов. Это перспективный международный рынок, который на сегодня фактически свободен, и наша страна вполне способна занять эту нишу, став крупнейшим производителем и экспортером высококачественных, чистых и безопасных продуктов питания. Это может быть гораздо более престижным, выгодным и надежным делом, чем просто перекачивать за рубеж нефть и газ. На этом должна быть основана новая стратегия мирового экономического лидерства России.
При этом надо понимать, что крупные предприятия, при всей их важности и необходимости, не способны предложить широкий спектр натуральных органических продуктов. Для того, чтобы высококачественные продовольственные продукты стали общепризнанными в мире российскими брендами, необходимо создавать сети из сотен тысяч малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, способных производить действительно уникальные товары. В аграрной сфере у нас есть прекрасные специалисты, люди, которые умеют и любят работать. У нас есть огромные площади неиспользуемой земли. Проблема в том, что государство никак не может совместить эти два фактора. Миллионы гектаров пустуют, а для простых людей – крестьян, фермеров доступ к этой земле фактически закрыт бюрократическими и финансовыми барьерами.
Вся система госсубсидий, законов, нормативных актов и кредитов по большей части работает на крупного производителя, для которого главным является объем, а не уникальность продукции. Аграрная политика Правительства и Министерства сельского хозяйства РФ, чиновников на местах сосредоточена на интересах крупного бизнеса, агрохолдингов. А фермерские хозяйства, способные производить высококачественные органические продукты, остаются на правах бедных родственников, которым лишь изредка, по стечению обстоятельств, достается кусочек с барского стола.
Необходимо переориентировать систему господдержки с крупных агрохолдингов на малых и средних производителей, прежде всего тех, кто выпускает экологически чистую продукцию. Также и система льготного кредитования должна работать, в первую очередь, на фермерские и крестьянские хозяйства. Сегодня треть фермеров получают отказы по заявкам, треть их вообще не подает – слишком много требований, условий, волокиты. А между тем затраты на закупку сельхозтехники, кормов, ГСМ неуклонно растут и становятся неподъемными для крестьянско-фермерских хозяйств.
Другая системная проблема: у наших фермеров нет прямого выхода к потребителям. Прорубить окно на рынок сбыта – это редкое везение и невероятные усилия. Рынки и небольшие торговые точки по всей стране массово закрываются, на их месте строятся гипермаркеты. При этом, розничные сети опять же работают с крупными агрохолдингами, а фермеры вынуждены отдавать продукцию за бесценок перекупщикам. С их "помощью" на пути к прилавку цена продукции возрастает в среднем в четыре раза. Граждане покупают продукты, оплачивая навар перекупщиков, а фермер не имеет никакой выгоды. Внешние же рынки для малых и средних предприятий и фермеров вообще недоступны.
Невозможно основывать аграрную политику на интересах нескольких десятков семей агроолигархов и латифундистов. Государство должно поддерживать труд людей, способных производить уникальный продукт, спрос на которой во всем мире неуклонно растет. У нас много таких людей, на них должно держаться наше сельское хозяйство. И тогда мы не только справимся с импортозамещением без всяких побочных эффектов в цене-качестве, мы сможем сами накормить весь мир и занять лидирующие позиции на международном рынке натуральной сельхозпродукции.