О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Ремезков: Правительство выдумывало схемы, позволяющие использовать средства ФНБ в обход требований Бюджетного кодекса

05 июля 2017

 см. также ↓

5 июля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 204637-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Ремезков:

 mp4 

- Уважаемые коллеги. Законопроект направлен на применение того самого бюджетного правила, против которого "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда выступала. Против бюджетного правила как такового, а также против расходования средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета.

Счетная палата также не раз обращала внимание на отсутствие в Бюджетном кодексе норм, позволяющих использовать средства ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета. Но Правительство вместо того, чтобы найти другой источник финансирования, выдумывало схемы и формулировки, которые позволяли использовать средства ФНБ в обход требований Бюджетного кодекса. Сегодняшним законопроектом Правительство фактически узаконивает все это правовое несоответствие. Введение в действие новой редакции "бюджетных правил" предполагается с 1 января 2018 года, то есть при формировании основных параметров федерального бюджета на 2019 год и последующие периоды. Для 2018 года устанавливаются переходные положения, которые позволят внедрить новую конструкцию правил на последующие периоды. Но это внедрение какое-то странное.

Во-первых, цена отсечения 40$. И этот прогноз фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает пессимистичным, а Счетная палата России подтверждает, что высока вероятность сохранения нефтяных котировок на текущих 50$ за баррель или более высоком уровне.

Мы поддерживаем все замечания, высказанные в заключении Комитета, кроме одного – вывод о том, что "в долгосрочной перспективе фактический структурный уровень цен на нефть может оказаться ниже предлагаемого в законопроекте базового уровня, что потребует его корректировки", а следовательно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предполагает из этого вывода Комитета, что корректировка должна будет осуществляться в меньшую сторону и тогда уже расходы нужно будет резать по живому значительно выше недавних десятипроцентных секвестров бюджета, значительная часть нефтегазовых доходов будет аккумулироваться в Резервном фонде, и уже из него Правительство будет тогда финансировать расходы бюджета. Причем, своими решениями, без парламентского контроля.

Во-вторых, о секвестрах расходов федерального бюджета. Предполагается, что дефицит федерального бюджета снизится с 1,6% ВВП в 2018 году до 0,8% в 2020 году. В рамках предлагаемого законопроектом бюджетного правила осуществить такое существенное сокращение дефицита федерального бюджета возможно только в случае сокращения расходов. Объявленное недавно на заседании Правительства двухпроцентное сокращение незащищенных статей расходов уже с 2018 года фактически подтверждает предположения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". На самом деле, чуть меньше половины расходов бюджета носит непрограммный, или "незащищенный" характер.

Нововведение о двухпроцентном сокращении незащищенных статей расходов вообще странное. Откуда взята цифра 2%, почему не 1% или 5%, или как любил Минфин секвестировать бюджет на 10%? Кроме того, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" уже говорила о том, что резервный фонд Правительства на 98% расходуется на текущие нужды, на расходы, которые можно было бы предусмотреть и при планировании трехлетнего бюджета, а не в процессе его исполнения. Ведь такое расходование вообще противоречит целям Резервного фонда Правительства, который прежде всего предусматривался для финансирования непредвиденных расходов, а не текущих, как это происходит в настоящее время. Такие предложения нельзя поддерживать, потому что Правительство просто в обход Государственной Думы, в обход парламентского контроля отчекрыживает себе 2% или 77 млрд, которые будет тратить по своему усмотрению. Такая собственная заначка Правительства из государственных финансов.

В-третьих, Правительство предлагает установить возможность использования средств Фонда национального благосостояния, в том числе, на пополнение Резервного фонда, рассчитывая таким образом профинансировать дефицит федерального бюджета. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" против расходования средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета. Мы считаем такое перераспределение средств препятствием для выполнения социальных обязательств государства, противоречащим самому принципу формирования Фонда национального благосостояния, который призван обеспечить:

  • софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации

  • сбалансированность (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Отдельно средства могут направляться на инфраструктурные проекты (до 10% от размера ФНБ) и на депозиты в ВЭБ (до 7% от размера ФНБ). Всё. Других целей нет.

Залезая в ФНБ в целях финансирования дефицита федерального бюджета, ставится крест на всём вышеуказанном: на добровольных пенсионных накоплениях, на финансовой устойчивости Пенсионного фонда, на финансовой устойчивости корпорации ВЭБ, на крупных инфраструктурных проектах, одобренных Президентом. Вот для чего это всё делается?

В-четвертых, становится понятна идея объединения ФНБ и Резервного фонда, хоть это пока в тексте законопроекта и не предлагается, но ко второму чтению может появиться. В соответствии с предлагаемой конструкцией объем использования средств Резервного фонда не может превышать объем недополученных нефтегазовых доходов. Именно поэтому высказывается идея об объединении ФНБ и Резервного фонда, чтобы в случае, если недополученные нефтегазовые доходы превышают объем используемых средств Резервного фонда, внутренние заимствования иссякнут, невозможно будет разместить ОФЗ, тогда Правительство залезет в ФНБ и направит часть его средств на погашение дефицита.

В-пятых, ФНБ лишается источника своего формирования в виде дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, и остаются в виде источника только доходы от управления средствами ФНБ. Это просто означает, что ФНБ обескровливается. Очевидно, снова для оправдания объединения ФНБ с Резервным фондом.

Наконец, в-шестых, изменяется порядок формирования Резервного фонда. Теперь этот порядок устанавливается Правительством РФ. Только в законопроекте ничего нет по этому новому порядку. Снова отдается всё на откуп Правительству, в обход Госдумы и парламентского контроля.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" уверена, что федеральный бюджет должен работать как инструмент развития экономики страны. Дополнительные доходы от нефти и газа, полученные при благоприятной внешней конъюнктуре, должны направляться на развитие несырьевого сектора экономики, на поддержку промышленного и сельскохозяйственного производства. Иначе мы никогда не сможем слезть с "нефтяной иглы".

Предлагаемые законопроектом меры фактически ведут к стерилизации всего и вся. Поддержать концепцию законопроекта фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может, и будет голосовать против.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International