Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов 3 июля выступил на парламентских слушаниях "Формирование эффективных законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства":
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД Прим. ред.), уважаемые участники парламентских слушаний!
Я слушаю выступления и вспоминаю истину "ничто не ново под луной". Проблемой дольщиков я начал заниматься, когда работал в Совете Федерации в 2002 году. Прошло время, и в 2005 году на заседании Правительства, тогда Председателем Правительства был Михаил Фрадков, я поднял этот вопрос в очень жесткой форме, потому что были голодовки, я ездил к голодающим в Москве, Москва и другие города бурлили. Тогда руководителем Министерства регионального развития был бывший губернатор Санкт-Петербурга Владимир Анатольевич Яковлев. Фрадков прямо на заседании Правительства сказал Яковлеву идите и начинайте решать. Обратите внимание, безо всякого закона, в ручном режиме вызывался заместитель губернатора по строительству из региона в Москву, садились и штучно начинали решать проблемы. С 2005 по 2007 год 57 тыс. квартир было выделено, построено для обманутых дольщиков. И количество проблем, в том числе и в Москве, резко уменьшилось.
Тогда была создана общественная организация Комитет помощи дольщикам. Антон Беляков, нынешний сенатор, руководил им. Я об этом говорю, потому что сегодня мы принимаем закон для того, чтобы не допустить возникновения таких ситуаций, чтобы у нас не было обманутых дольщиков. Но даже по вопросам, которые задают в зале, видно, что большинство присутствующих это те, кто, как говорится, "попал". И они сегодня, без вины виноватые, не понимают, как так получилось. Здесь бы я хотел задать вопрос, а кто действительно виноват дольщики, соинвесторы, поверившие государству, которое с упорством, достойным лучшего применения, говорило, что доверять нужно проверенным компаниям, внимательно читайте условия договора? Доверяли таким, как СУ-155, и что из этого получилось? Проверяли, все вычитывали, но оказались у разбитого корыта. Поэтому я убежден в том, что решая проблему недопущения появления обманутых дольщиков, создавая закон о компенсационном фонде, мы должны думать и о том, как решить проблему существующих обманутых дольщиков.
Я не случайно упомянул о том, что безо всякого закона, проявляя политическую волю, памятуя о том, что в соответствии с 7 ст. Конституции государство у нас социальное, государству нужно решать эти проблемы. Теперь я перехожу непосредственно к закону. То, что закон появляется, то, что создается компенсационный фонд это очень правильно и нужно. Это можно только приветствовать. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях, и меня настораживает многое, что мы видим в этом законе. Что же именно?
Прежде всего, непонятно, какой объем денег появится в этом фонде, насколько этих денег будет хватать, если что-то случится. В связи с этим только что я подписал поправки к этому закону о том, что застройщики должны делать взносы, но и государство не должно стоять в стороне. Знаете, часто государство при софинансировании каких-то проектов поступало по принципу рубль на рубль. В свое время Дорожный фонд так финансировался рубль регион вложил, федеральный бюджет рубль на этот рубль добавляет. Тоже самое, я думаю, нужно делать и с этим фондом. Сколько соберут застройщики, столько из федерального бюджета нужно туда вносить, чтобы был запас и этих денег хватало. Теперь давайте посмотрим, как же будет функционировать этот фонд. Будет создан совет фонда, это уже прерогатива только Правительства. Но я читаю в законе, какие функции будут у этого фонда, и вижу, что он будет подотчетен только Правительству. Госдума в стороне, Счетная палата в стороне.
При этом фонд будет принимать решения о создании резервных и иных целевых фондов, предельный размер которых также не определен. Дальше очень интересно этот фонд имеет право предоставлять займы и даже пожертвования на безвозвратной основе. Возникает вопрос, а откуда такая щедрость у фонда, который главной своей задачей ставит решение проблем обманутых дольщиков? Я думаю, здесь нужно внимательно смотреть в рамках второго чтения и разработать такие критерии и такие условия работы этого фонда, чтобы там все было прозрачно, на пользу людей, а не куда бы то ни было еще.
И, конечно, самое главное. После вступления в силу закона, если появятся проблемы, они будут решаться для будущих проблемных дольщиков. А что же с остальными? В связи с этим мы подготовили поправку о том, что если на момент вступления в силу этого закона где бы то ни было в Российской Федерации находится недостроенный дом, который не введен в эксплуатацию, то застройщик моментально должен выплачивать компенсацию с этого дома. То есть закон предусматривает, что правоотношения возникнут только тогда, когда появляется застройщик, появляются соинвесторы. Но я считаю, что те дома, которые не введены в эксплуатацию, должны быть включены.
Дальше мы будем смотреть, кто же подпадает под категорию дольщиков. Очень много неясностей, огромное количество документов, помимо федерального закона 214, есть решение Верховного суда, которое очень тяжело исполняется. Если совсем коротко, я считаю, что если решать вопрос по государственному, чтобы не было впредь таких ситуаций, чтобы у нас вообще не было такого понятия, как обманутые дольщики, нужно решить конкретную проблему с каждым дольщиком на основании любых документов, которые у него есть. Если человек верил государству, верил строительным компаниям, заключил какое-либо соглашение, государство не должно перебрасывать ответственность с себя на людей, а должно помогать. А как помогать, я уже привел пример ручного режима. Были предложения о том, чтобы под крылом Вячеслава Викторовича Володина создать штаб. Надо участвовать, потому что это сотни тысяч наших граждан. И нельзя их винить это не по государственному, не в соответствии с Конституцией РФ. Государство у нас социальное. Спасибо.