О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Михаил Емельянов и Анатолий Аксаков внесли в ГД законопроект о противодействии хищению средств с банковских счетов

30 мая 2017

 см. также ↓

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в ГД Михаил Емельянов и депутат фракции "СР" в ГД, председатель Комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков внесли в Госдуму проект федерального закона № 188476-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)".

Как отмечают авторы законопроекта, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). По информации Банка России, в 2015 году с использованием платежных карт, эмитированных (выданных) российскими кредитными организациями, было совершено более 260 тыс. несанкционированных операций на общую сумму 1,14 млрд руб. При этом, по их словам, при постепенном сокращении доли несанкционированных операций, осуществляемых с использованием банкоматов и платежных терминалов, наблюдается рост числа несанкционированных операций, осуществленных посредством сети интернет и устройств мобильной связи (СМР-транзакции).

Таким образом, наибольшее число несанкционированных операций с использованием платежных карт осуществляется посредством сети интернет и устройств мобильной связи: доля таких операций, составившая в IV квартале 2014 года 66%, к концу 2015 года выросла до 74%. В 2015 году в Банк России было сообщено о 32,5 тыс. попыток осуществления несанкционированных операций посредством систем ДБО на общую сумму 5,13 млрд руб. Из них на долю остановленных полностью или частично операций приходится не менее 48% от общего объема денежных средств. Таким образом, 52% всех попыток осуществить несанкционированный перевод денежных средств прошли успешно, т.е. денежные средства (в сумме более 2,6 млрд. руб.) были списаны со счетов клиентов полностью или частично.

При этом, отмечают авторы законопроекта, отсутствие правового механизма приостановления перевода денежных средств не позволило предотвратить убытки клиентов даже в тех случаях, когда сообщение об отсутствии согласия клиента на осуществление перевода поступило в банк плательщика еще до зачисления денежных средств получателю.

Потери банков с клиентских счетов только за последний квартал 2015 года, по оценкам Банка России, составили уже более 1,5 млрд рублей. По прогнозам экспертов, в 2016 году ожидается дальнейших рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО.

По мнению авторов законопроекта, методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются. Также в настоящее время наблюдаются процессы самоорганизации мошенников, создания ими разветвленных (в том числе, транснациональных) группировок, что создает дополнительные предпосылки для роста числа несанкционированных операций.

Действующие банковские механизмы предотвращения несанкционированных операций не позволяют в надлежащей мере обеспечить защиту клиентов кредитных операций, что связано в первую очередь с отсутствием в настоящее время оперативного (упрощенного и не связанного с длительным исковым производством) механизма судебного рассмотрения соответствующей категории дел, обладающих существенной спецификой (высокая скорость проведения расчетов, многообразие форм электронных средств платежа, высокий уровень технической оснащенности злоумышленников), говорится в пояснительной записке.

Таким образом, борьба с мошенничеством в сфере использования электронных средств платежа должна носить комплексный характер, затрагивая как правовые, так и технические аспекты данной противоправной деятельности.

Предусмотренное в проекте закона закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных, финансовых и трудовых затрат, является первым шагом на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие секторы финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок), уверены депутаты.

Настоящей законодательной инициативой предлагается законодательно закрепить право, а в ряде случаев обязанность оператора по переводу денежных средств на приостановление перевода денежных средств при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика, определяемых оператором на основании требований Банка России, включая общие признаки несанкционированных переводов, а также определяемых самим оператором дополнительных признаков перевода денежных средств, предусмотреть обязанность клиента незамедлительно уведомлять оператора по переводу денежных средств о ставшем ему известным факте несанкционированного доступа третьих лиц к информации, необходимой для получения доступа к электронному средству платежа, установить порядок действий операторов по переводу денежных средств при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика с целью возврата денежных средств законному владельцу, определить порядок возврата денежных средств при доказанности того факта, что перевод был осуществлен без согласия клиента.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International