24 мая Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров". С докладом по данному законопроекту выступила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виктория Абрамченко. С содокладом председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос Олег Нилов, выступил Анатолий Грешневиков.
Олег Нилов:
У меня вопрос к обоим докладчикам.
Вы утверждаете, что есть спор частного права и права, определенного Лесным кодексом и лесным кадастром, а я утверждаю, что нет. Я вам сейчас прочитаю цитату из Конституции статья 36 пункт 2: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц".
Всё, нет никакого спора. Если в данном случае нарушается право граждан на свободное посещение лесов, то никакого права, определенного этой синей печатью о частной собственности, нет на основании этого пункта статьи Конституции.
Прокомментируйте.
Виктория Абрамченко:
С удовольствием прокомментирую.
Действительно, это базовые постулаты, это вопросы, которые не вызывают ни у кого сомнения. Но вы говорите о случаях, когда нарушаются законные интересы неограниченного круга лица на доступ к лесам. Николай Петрович в своей презентации показал четко, что лесов-то нет уже, что идёт на самом деле подмена понятий, что когда-то по материалам лесоустройства указанная территория относилась к лесу, а может быть, и не относилась, потому что границ нет, и Владимир Иванович Кашин (депутат фракции КПРФ Прим. ред.) об этом сказал, что нет точных границ. По экспертным оценкам, 20% земель лесного фонда имеют точные границы, которые описаны так же, как все остальные участки по данным Единого реестра недвижимости. И как, скажите на милость, определить, если, действительно, уже застроены территории, деревьев нет, как определить, что нарушаются чьи-то права на доступ к лесу? Спасибо.
Николай Николаев:
Вы знаете, ведь у нас в Конституции написано, что у нас есть равное уважительное отношение к различным видам собственности. Ситуации, которые мы сейчас разбираем, это когда государство одновременно выписало и подтвердило право собственности гражданина на этот участок, а другой рукой в лесном реестре обозначило, что на этот же участок у государства тоже есть право собственности. И получается, что здесь равные права и у государства, и у гражданина. И здесь нам, конечно, потребовался закон. Потому что мы должны в такой ситуации при равном праве на собственность определить, кто прав, а кто виноват. Почему сейчас нужно его принимать, почему нельзя его доработать, а потом опять через согласование, через несколько месяцев внести? А потому что у нас каждую неделю, каждый месяц, а то, может быть, и каждый день принимаются судебные решения, по которым добросовестные собственники, граждане, должны освобождать свою землю, потому что суды по понятным причинам становятся, прежде всего, на сторону государства, на сторону государственной собственности. Именно для этого нужен этот закон.
Выступление от фракции Анатолия Грешневикова:
Уважаемые депутаты, уважаемый президиум!
У Года экологии есть определённая закономерность: сначала звучат пламенные речи в защиту природы, а затем идёт масштабное её разграбление. Именно с этой трибуны разработчики Лесного кодекса заверяли общество, что их реформа приумножит лесные богатства. В результате лесная охрана из 140 тыс. сотрудников уничтожена, министерство закрыто, управление лесами передали в регионы. Хозяином в лесу стал не лесник, а арендатор. Не пожалели даже Институт леса, объединив его с Бауманским вузом.
Лес в России стал не национальным достоянием, а национальным бедствием. Ущерб от незаконных рубок ежегодно составляет около 40 млрд руб. В этом году лесных пожаров в четыре раза больше, чем в прошлом. Вырубленные леса вокруг рек и гор привели к невиданным наводнениям и народным бедам. Сибирь и Алтай столкнулись сегодня с таким масштабом наводнений, каких не было последние полвека.
Разработчики нынешнего закона, прозванного в народе "лесной амнистией", видимо мало озабочены теми негативными последствиями, к которым и ведет любое безграмотное наступление на леса. Это изменение климата, опустынивание, наводнения, засухи, оползни. Их обеспокоили права тех, кто захватил участки леса в результате разных мошеннических схем, выведя их из госсобственности и общего пользования россиян.
Но этот закон ведет не к амнистии, а к очередному разграблению зеленых богатств, к колоссальному переделу лесной собственности. Подобную масштабную приватизацию господин Чубайс проводил в 90-е годы и лишил страну экономического и социального развития. "Лесная амнистия" приведет к радикальному ухудшению качества природной среды, нанесет непоправимый вред тем лесным экосистемам, что сберегают для будущих поколений климатическое равновесие, чистый воздух, биоразнообразие.
Отсюда следует, что закон покушается на конституционное право граждан на благоприятную окружающую природную среду. Дело даже не в том, что лесные участки, выведенные из лесного фонда, перестанут быть доступными для граждан. Хотя следует учесть, что в основной массе случаи разногласия по поводу принадлежности лесных участков возникают в самых заселенных уголках России, где цена на землю очень высока, а значит, новое перераспределение прямо коснется прав и интересов десятков миллионов граждан.
Поскольку большинство пересечений лесных границ приходится на окраинные части лесных массивов, граничащих с поселениями и нелесными землями, легализация захватов и застройки таких участков однозначно приведет к перекрытию доступа в лес большинства граждан. Этот закон легализует массовые изъятия земель лесного фонда, он открывает двери, прежде всего, крупным строительным компаниям под вырубку и застройку любых лесных участков.
Когда защитники природы в регионах не давали вырубать леса под застройку, то в судах, как показывает практика, они всегда побеждали. Проигравшие чиновники и олигархи решили связать им руки придумали закон, идеология которого проста: если в отношении лесного участка существует двойной кадастровый учет, то государство отдает лес частнику, тому, кто зарегистрировал участок не в лесном реестре, а в кадастре недвижимости. Чиновник теперь может аннулировать оформленное право на участок лесного фонда и узаконить рейдерские бумажки об учёте земель сельхозназначения. Такая легализация захватов лесов неминуемо чревата и социальным взрывом, и природными катастрофами.
В Подмосковье распил лесных земель затронет окрестности практически каждого поселения и дачного посёлка. В кратчайшие сроки после принятия этого закона будет утрачена, изъята из государственной собственности для возможной застройки десятая часть лесов Подмосковья. Но поскольку редакция закона допускает и дальнейшую легализацию распила лесных земель, этим дело, очевидно, не ограничится: коррупционеры оживятся, а появление застроенных и огороженных участков умножится. Пока в Подмосковье предполагается амнистировать застройку 190 тыс. гектаров леса, такая же ситуация ожидается и в других крупных городах страны.
Основной удар "лесная амнистия" нанесёт по сельским лесам, их, например, только в одной Ленинградской области более 900 тыс. гектаров, это 20% лесного фонда региона. Эти участки не выводились из лесного фонда, но так как они числятся в лесном реестре, то по этому закону они уже не являются лесом, а представляют частные участки сельхозназначения и автоматически отдаются в руки частника. Официальный вывод из лесного фонда пятой его части это и огромная потеря, и экологическое преступление.
Для чего же тогда Дума принимала здесь закон о восстановлении лесозащитных поясов вокруг городов, о которых сегодня упомянула председатель нашего Комитета по экологии Тимофеева? "Лесная амнистия" порождена Лесным кодексом, по которому большая часть лесов в России умышленно не поставлена на кадастровый реестр, учёт, и границы лесного фонда потому и не определены. Чиновник воспользовался ситуацией и стал рисовать границы леса в свою пользу, накладывая на земли лесного фонда участки сельхозназначения.
По данным Рослесхоза, в стране почти два млн гектаров лесного фонда имеют проблемы с пересечением земель. Выходит, данные Росреестра недвижимости по этим двум млн гектаров недостоверные. Удивительно, но именно Росреестр выступает главным закопёрщиком принятия "лесной амнистии".
Ещё вчера заместитель руководителя Росреестра Сапельников был обвинён в растрате 23 млрд руб. и пустился в бега, а сегодня представители Росреестра законотворцы и страдальцы за наш лес.
Они понимают, видимо, выгоду олигархов, поскольку с 1 января 2018 года лесные участки без границ нельзя будет продавать, дарить, завещать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в этой ситуации не будет поддерживать данный законопроект, мы выступаем против "лесной амнистии" для олигархов.
Вместо того, чтобы восстановить министерство леса, распутать кадастровую неразбериху, амнистировать только тех собственников, которые зарегистрировали участки до принятия варварского Лесного кодекса, Правительство и чиновники предлагают узаконить воровство леса у государства.
Ещё раз повторяю, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание.