Алексей Чепа: ЯМЭФ подтвердил свой статус главной площадки для демонстрации инвестиционного потенциала Крыма
см. также ↓Заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Алексей Чепа рассказал о своих впечатлениях от работы третьего Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ):
Алексей Васильевич, чем третий Ялтинский международный экономический форум отличался от двух предыдущих, и что Вам запомнилось больше всего.
Надеюсь, что смогу повторять это каждый раз после очередного форума в Ялте. А именно – "мероприятие запомнилось масштабностью, в этом году участников было больше, чем в прошлом". Если говорить конкретнее, то в 2017-м Крым посетили более 200 международных участников из 46 стран мира. Это почти в три раза превышает результаты 2016 года.
Делегация какой страны произвела на Вас наиболее благоприятное впечатление?
На этот вопрос неправильно будет отвечать однозначно. Мы глубоко и искренне рады всем, в равной мере. Но, тем не менее, не могу не отметить крупнейшую международную делегацию, прибывшую к нам из Италии. Кроме предпринимателей и руководителей итальянских компаний Форум посетили политики, члены национального парламента и региональных советов, представители региональных органов исполнительной власти, официальные представители двух крупных политических партий: "Вперед, Италия" (лидер – Сильвио Берлускони) и "Лига Севера" (лидер – Маттео Сальвини). Всего из Италии приехало более 50 человек и они очень порадовали своим настроением в пользу признания Крыма в составе России, отмены санкций и желанием работать на земле Республики Крым и в Севастополе.
Вы удовлетворены тем, как освещался форум в СМИ?
Смотря какие СМИ вы имеете ввиду. Ход ЯМЭФ освещался многими, в том числе откровенно враждебными в отношении России медиа, которые даже не были замечены на месте события. Думаю, в связи с этим нужно отметить возросший интерес прессы к мероприятию. Если пишут и снимают больше, чем в 2015-м, 2016 годах, значит, Ялтинский форум набирает вес. Более трех сотен аккредитованных журналистов из двухсот СМИ освещали 50 деловых мероприятий ЯМЭФ, журналисты слушали и записывали 350 выступлений, затем анализировали их, обрабатывали и распространяли эту информацию. В целом все это хорошо. Не обошлось, конечно, без досадных неточностей со стороны журналистского сообщества, даже нашего, российского.
Речь не идёт об искажении фактов?
Со стороны российских СМИ – конечно, нет. Я говорю о материалах, которые выдаются в эфир раньше, чем журналист разобрался в сути вопроса. Так, например, поставили в неловкое положение Главу Республики Крым Сергея Аксёнова, когда от его имени анонсировали создание на полуострове офшорной зоны.
О возможности создания офшора в Крыму очень много материалов в печатных СМИ и в сети интернет. Одни статьи опровергают другие. Если Вы в курсе вопроса, то поделитесь чему верить?
Я не просто в курсе, а являюсь одним из разработчиков законодательных инициатив, которые призваны облегчить усилия и нивелировать возможные последствия для иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей, которые намериваются работать в Крыму. Еще в прошлом созыве Государственной Думы мы с Михаилом Брячаком взялись за разработку актуальных законопроектов и подготовили документы к рассмотрению. Без лишней скромности замечу, что законопроекты для российской правовой системы можно назвать инновационными. Ничего подобного раньше не предлагалось. Нашими идеями я поделился с Главой Республики Крым Сергеем Аксёновым, который очень позитивно отнесся к нашим инициативам. Кто приклеил ярлык "офшоризация Крыма" к нашей законодательной работе, сказать теперь сложно, но этот шаблон "загулял" по отечественным, а затем и иностранным СМИ.
Алексей Васильевич, если Вы предлагаете не офшор, то как назвать форму регулирования хозяйственно-экономической деятельности в Крыму и Севастополе, которую разработала Ваша экспертная группа?
Ряд предлагаемых мероприятий еще не имеет обобщающего названия. Что касается офшора, то само по себе это понятие вызывает очень негативные эмоции в российском обществе, это, во-первых. Во-вторых, трактовка, что Крым будет офшорной зоной, противоречит стратегии Правительства Российской Федерации. Таким образом, при разработке законодательной инициативы перед нами стояла задача расширить возможности свободной экономической зоны, которая действует на территории Крыма и Севастополя через разрешение создания трастов, которые представляют собой соглашение о доверительном управлении имуществом. В отличие от классического доверительного управления, наш траст подразумевает передачу или дарение имущества, при котором права на актив тоже переходят от первоначального собственника к доверительному. При этом право получения выгоды от имущества сохраняется за первоначальным бенефициаром.
А как глубинный смысл этой Вашей инициативы донести до простых людей, которые не произносят в обыденной речи слова траст, бенефициар и т.д.?
Поймите, в своей работе мы не можем обходиться без профессиональных терминов. А на самом деле всё просто. Предприниматели и другие инвесторы, в первую очередь банки, стремятся работать в Крыму, но боятся попасть под санкции западных держав. У банкиров (и не только) интересы присутствуют по всему миру, и нарваться на ту или иную форму блокады своей деятельности, лишиться своей собственности за то, что они развивают экономику Крыма, никто не хочет. Если наша законодательная инициатива получит одобрение Госдумы, то мы разом снимем риски для иностранцев и россиян, которые не хотят раскрываться.
Через траст (доверительное управление) возможность инвестировать в Крым без последствий становится реальной. Наверное, это можно назвать элементом офшорной зоны, но это не офшор в классическом, традиционно негативном для российского народа понимании. На сегодняшний день это создание легальных экономических схем, где конечный бенефициар (выгодополучатель) не виден. Если совсем просто – мы стремимся защитить компании и конкретных людей, которые вложат в российскую экономику в Крыму свои средства, от преследования и наказания со стороны государств, которые вводят санкции и запрещают всем дружить с Россией. Ещё проще – своих друзей не предаём!
Сейчас какая ситуация? До последнего дня конфиденциальность инвесторов гарантируется лично Сергеем Аксёновым. Но наши иностранные партнеры считают, что личных гарантий недостаточно, и хотят, чтобы такие вещи гарантировались также и законодательно. После личного разговора с Главой Республики Крым у меня сложилось мнение, что Сергей Аксёнов при обсуждении новых законопроектов с представителями федеральных министерств и ведомств (Центральным Банком, Министерством юстиции и Минфином) приложит максимум своих усилий для перевода отношений с инвесторами из разряда личных гарантий в правовую плоскость.
В связи со всем вышесказанным, как вы оцениваете перспективы Вашего с Михаилом Брячаком законотворчества в общем контексте развития крымской экономики?
Мы с Михаилом Васильевичем постарались найти удобный вариант, который пока еще нигде не работал и который может быть впервые применен в Крыму и Севастополе. Крымская земля своей историей и духом соответствует принятию смелых, прорывных решений. Надеюсь, что наши идеи будут одобрены профильными министерствами и ведомствами, поддержаны депутатским корпусом и Президентом. Здесь я хочу предостеречь, что не стоит настраиваться на получение моментального эффекта. Речь идет о долгосрочной перспективе развития. Льготное в первые несколько лет налогообложение обеспечит быструю отдачу капиталовложений, а легальные гарантии безопасности вложений привлекут инвесторов. Однако санация экономического климата Крыма, создание новых рабочих мест, рост уровня доходов и качества жизни крымчан – все это рассчитано на годы, к этому нужно быть готовыми, это нужно понимать. Поэтому разговоры о российском Монако, или Сингапуре в Крыму уже через пару лет мне не очень нравятся...
С 2015 года в Крыму работает свободная экономическая зона (СЭЗ). Вы предлагаете новый формат для крымской экономики. Таким образом, можно предположить, что идея СЭЗ на полуострове себя не оправдала?
Совершенно неверно так считать! Резиденты СЭЗ в Крыму не платят налог на прибыль организаций в федеральный бюджет, а в региональный платят по пониженной ставке: 2% в первые три года, 6% с четвертого по восьмой год и 13,5% с девятого года (стандартная ставка в бюджет региона составляет 17%). Компании также освобождаются на десять лет от налога на имущество и на три года от земельного налога. Кроме того, для них применяются пониженные тарифы страховых взносов 7,6% вместо 30%. На сегодняшний день в едином реестре участников СЭЗ значатся 883 организации: от индивидуальных предпринимателей до ФГУП "Массандра", подотчетного Управделами Президента России. Как информирует Сергей Аксенов, заявленный объем инвестиций по проектам СЭЗ составляет 80 миллиардов рублей. А теперь представьте, если бы мы не ввели режим СЭЗ, кто бы вообще стал работать в Крыму в условиях жесточайшего прессинга и санкций? Считаю, что режим свободной экономической зоны полностью себя оправдал, просто традиционного для СЭЗ набора мер недостаточно для Крыма. Не забывайте, что 25 лет никто не вкладывался в эту землю! Ведь обветшало буквально всё. Многое разрушено, пришло в запустение. Благодатная земля Крыма требует мощного финансового потока, беспрецедентных инвестиций. Именно поэтому мы и стремимся добавить привычному для СЭЗ набору инструментов дополнительные гарантии безопасности инвесторам и таким образом быстрее "подтянуть" крымскую экономику.
Алексей Васильевич, давайте вернемся к Ялтинскому форуму, с которого, собственно, мы и начали разговор о путях развития Крыма и его экономики. Вернее, уже к итогам форума. Как вы оцениваете достижения третьего ЯМЭФ?
Безусловно, ЯМЭФ подтвердил свой статус главной площадки России для демонстрации инвестиционных возможностей и инвестиционного потенциала Крыма. У делового сообщества была возможность непосредственного общения с должностными лицами, в том числе с главой Республики Крым Сергеем Аксёновым, возглавляющим Оргкомитет форума. В целом, все происходящее в Ялте сводилось к двум параллельным направлениям, имеющим, в общем, одну цель. Первое направление развитие Крыма в составе России и второе – международное позиционирование Российской Федерации с Республикой Крым и Севастополем в своем составе. В сухом остатке официальные итоги Форума гласят, что общая сумма инвестиционных соглашений составила 112 миллиардов рублей. Это очень прилично с учётом всех негативных факторов вокруг России и Крыма. Иностранные гости – политики и бизнесмены предложили создать Международный клуб друзей Крыма. Считаю это очень перспективной инициативой наших зарубежных партнёров. Таким образом, оба направления работы Ялтинского международного экономического форума нужно признать успешными.