Депутаты фракции "СР" задали вопросы Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву
см. также ↓19 апреля в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2016 год выступил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Председателю Правительства задали вопросы Галина Хованская, Анатолий Грешневиков, Валерий Гартунг, Гаджимурад Омаров и Олег Нилов.
Галина Хованская задала вопрос Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву
Анатолий Грешневиков задал вопрос Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву
Валерий Гартунг задал вопрос Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву
Гаджимурад Омаров задал вопрос Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву
Олег Нилов задал вопрос Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву
Галина Хованская:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Строятся нежилые объекты, которые рекламируются затем как жильё. Стоимость их значительно ниже, чем жилья, так как их можно строить в промзонах, не надо менять генплан, нет обременения по инфраструктуре. И всё это с разрешения властей, на землях, предназначенных для нежилых объектов. В апартаментах нет права на постоянную регистрацию, налоговые льготы, тарифы для жителей. Граждане купили апартаменты, поверив застройщикам, что перевести их в жильё легко, но зачастую это просто невозможно.
Обратная ситуация. Только после обращения к Президенту прошёл в первом чтении проект, запрещающий использовать жильё для предоставления гостиничных услуг. Использовать квартиру под хостел и сейчас нельзя, но, несмотря на это, продолжается попытка легализовать эту деятельность. Люди, считавшие, что дома можно отдохнуть, жалуются, что их дом превратился в проходной двор.
Скажите, пожалуйста, можем ли мы рассчитывать на вашу поддержку или нужно снова обращаться к Президенту?
Дмитрий Медведев:
Уважаемая Галина Петровна, можете рассчитывать в полной мере, потому что на самом деле эта проблема действительно существует. Это не означает, что нужно всё завернуть и запретить так называемые апартаменты и создание этих самых гостиниц, но, тем не менее, совершенно очевидно, и здесь я с вами не могу не согласиться, что всю эту работу нужно упорядочить в рамках совершенствования жилищного законодательства.
По нежилым объектам. Но напомню, что понятие "апартаментов" в российском законодательстве отсутствует. Надо определиться в терминах, потому что за границей строят так называемые лофты, их статус тоже не очень определённый, мы должны понять, каким образом будут регулироваться такого рода стройки, будет ли в этом случае процедура перехода из нежилого фонда в жилой с учётом того, что требования к нежилому фонду принципиально другие.
Здесь я рассчитываю на помощь коллег-депутатов Государственной Думы в том, чтобы эти понятия развести, может быть, не ставя глухой стены между ними, но тем не менее всё-таки эту деятельность, включая, ещё раз подчёркиваю, переход нежилого помещения в жилой, максимально точно расписать в законе, когда это можно, а когда вообще нельзя и недопустимо? И, наоборот, в отношении этих самых гостиниц или хостелов так называемых, здесь, мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы количество гостиничных мест росло, в том числе гостиниц не очень дорогих, с небольшим количеством звёзд, но что абсолютно недопустимо, когда подобного рода гостиницы создаются, например, на пятом этаже десятиэтажного дома. Это просто безобразие, и этому нужно поставить заслон, имея в виду специальное регулирование.
Я не предвосхищаю это специальное регулирование, но какое оно может быть? Либо установить, что гостиницы могут создаваться только на первом этаже, с обособленным входом и выходом, как магазин, и тогда это жильцами достаточно спокойно будет восприниматься.
Либо, что более трудный вариант, но я его тоже не исключаю, потому что дома могут быть разные, с письменного согласия всех жильцов, которые проживают в доме, если владельца убедят, что это так нужно и важно и получат на это согласие, тогда, наверное, на это тоже можно было бы пойти.
Но я не предвосхищаю нормативную модель. Просил бы вместе с Правительством всеми этими вопросами позаниматься, мы готовы оказать здесь максимально деятельную помощь, и вместе с вами подготовить проекты законов, включая изменение в Жилищный кодекс.
И последнее. Просто я вспоминаю, что в Жилищном кодексе нет ведь запрета использования жилья под офис, но только в определённых, строго нормированных случаях. Нужно обратить внимание, я не помню, какая там статья, 41-я что ли Жилищного кодекса, именно на формулировке этой нормы тоже. Спасибо.
Анатолий Грешневиков:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Год экологии и Год заповедников начался с закрытия детского журнала о природе "Муравейник" и увольнения из Минприроды единственного специалиста по заповедному делу ученого Степаницкого.
Хорошо бы закончить Год экологии добрым и прорывным делом, например, восстановлением программы "Возрождение Волги" и принятием закона об оздоровлении бассейна реки Волги и её притоков по типу закона о Байкале.
Рядом с Волгой проживает более 40% населения России, из 100 самых загрязненных городов 65 расположены тоже здесь. Ежегодно в Волге скапливается 60 млн тонн токсичных отходов, а обезвредить удается лишь 15. Сельхозпредприятия сбрасывают 400 тыс. тонн вредных веществ.
В Послании Президента есть поручение Правительству подготовить программу сбережения Волги.
Когда появится такая программа и закон, которые позволят создать экономические механизмы оздоровления великой реки, а также государственную схему бассейнового управления этой рекой?
Спасибо.
Дмитрий Медведев:
Спасибо, Анатолий Николаевич.
Правительство, конечно, много ошибок допускает и наше в том числе. Но мы "Муравейник" не закрывали и ученого тоже не увольняли. Я, конечно, готов дать поручение, чтобы разобрались, что там произошло.
А если говорить об основной части вопроса, по поводу программы в отношении Волги, абсолютно с вами согласен, такая программа нужна и закон такой нужен, и в самое ближайшее время такой законопроект будет подготовлен. Надеюсь, что это произойдёт в ближайшие полтора-два месяца, и этот закон мы вам представим.
Что нужно сделать для оздоровления ситуации? Мы понимаем, в чём проблемы. Очевидно, что это и сбросы, которые существуют, как от промышленных предприятий, так и от сельскохозяйственных предприятий в саму Волгу, и необходимость оздоровления притоков Волги, с тем, чтобы вся эта система биологическая была достаточно живой и сама себя воспроизводила в соответствии с биологическими, природными законами.
И целый ряд мер принять, включая дноуглубительные работы, чтобы Волга не цвела, а также меры по поддержанию биоразнообразия Волги. Всё это должно войти и в закон об оздоровлении ситуации с рекой, и в программу. Деньги уже сейчас частично на эти цели выделяются, они не очень большие, скажем по-честному, это несколько млрд руб., но мы продолжим обязательно работу для того, чтобы полностью просчитать всю необходимую деятельность, которая требуется для того, чтобы Волга стала снова нормальной, полноценной рекой, гордостью нашей страны.
Я думаю, что эти средства будут просчитаны тоже в самое ближайшее время. По мнению Минприроды, их общий уровень составит где-то в районе 200 млрд руб., это большие деньги, мы понимаем с вами. Но, тем не менее, заниматься этим надо, и в программу должны войти все направления деятельности по оздоровлению ситуации вокруг Волги.
Валерий Гартунг:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в связи с резким ростом курса доллара в декабре 2014 года многие валютные ипотечные заёмщики, имеющие рублёвые доходы, попали в катастрофическую ситуацию.
Вот пример. Заёмщица пенсионерка, взявшая в банке 6,2 млн руб. на квартиру с видом на МКАД, внёсшая первоначальный взнос 4,4 млн руб., 4,4 млн руб. выплатила банку добросовестно в течение нескольких лет и теперь вынуждена вернуть банку квартиру, за которую она уже 8,8 млн заплатила и ещё осталась должна банку 12,5 млн руб. И таких ситуаций по стране примерно тысяча. У меня целая папка этих обращений, они просто каждый день стоят у Государственной Думы.
При желании Правительство могло бы помочь им через программу АИЖК, установив простые критерии входа в эту программу это дата оформления кредита до 15 декабря 2014 года, и наличие обязательств в иностранной валюте.
Готово ли Правительство Российской Федерации оказать гражданам, столкнувшимся с обстоятельствами непреодолимой силы, такую поддержку? Спасибо.
Дмитрий Медведев:
Уважаемый Валерий Карлович, я с точки зрения квалификации того, что произошло, всё-таки придерживаюсь немножко другой позиции. Это не обстоятельство непреодолимой силы, это не форс-мажор. Во всём мире, начнём всё-таки с этого, риски всё равно должны просчитываться при заключении договоров.
Конечно, люди попали в очень сложную ситуацию. И мы в этом случае не руководствуемся общими нормами законодательства, в том числе гражданского законодательства, о том, что в этом случае все риски концентрируются на одном заёмщике. Хотя в настоящий момент количество валютных ипотечных кредитов и вообще валютных займов существенно снизилось, потому что наши люди всё-таки стали задумываться, что есть действительно обстоятельства, которые могут сложиться неблагоприятным образом, хотя это и не форс-мажор, ещё раз подчёркиваю.
Теперь в отношении того, как и кому помогать.
У нас было принято решение в рамках АИЖК о помощи заёмщикам, которые попали в сложную ситуацию. На это были выделены деньги, если я не ошибаюсь, порядка 3,5 млрд руб. В настоящий момент эта работа не закончена. В общей сложности помощь была оказана 20 тыс. заёмщиков. Часть этих заёмщиков это валютные заёмщики. Никакого запрета на оказание им помощи нет. Но мы, конечно, стараемся такие сигналы посылать, чтобы эта помощь и поддержка оказывалась не по сплошному принципу, потому что это довольно сложно, а, прежде всего тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, может быть, типа той, о которой вы сейчас рассказали. Это могут быть и инвалиды, и пенсионеры, и военнослужащие, и семьи с большим количеством детей. Эта работа будет продолжена.
Гаджимурад Омаров:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, увеличение продолжительности жизни и роста рождаемости должны быть важнейшими составляющими демографической политики Правительства Российской Федерации. Статистика за 2016 год свидетельствует о том, что эти показатели приобрели критический характер. Рождаемость снижается: младенцев родилось на 50 тыс. меньше, чем в 2015 году. Увеличение населения идёт за счёт миграции из стран ближнего зарубежья. Очевидно, что существующие механизмы правительственного стимулирования роста населения видятся неэффективными. Сохранение нации возможно при коэффициенте рождаемости 2,1. При коэффициенте 1,9 сохранение нации сложно, может понадобиться от 80 до 100 лет. При коэффициенте 1,3 сохранение нации невозможно, экономической модели не существует. В России сегодня коэффициент 1,7-1,8. Какие меры Правительство Российской Федерации намерено принять для исправления сложившейся демографической ситуации?
Дмитрий Медведев:
Спасибо, Гаджимурад Заирбекович.
С частью того, что вы сказали, я точно согласен. Мы, действительно, должны сделать всё, чтобы этот негативный тренд, который стал образовываться, и я об этом уже тоже сказал выступая, постараться преодолеть. Потому что мы сейчас попадаем в демографическую яму, связанную с выходом в репродуктивный период поколения 90-х годов, там действительно провал. И нужно сделать всё, чтобы постараться этот тренд выправить, сделать это непросто.
С чем я не согласен. Если говорить о системе поддержки деторождения, я лично принимал участие в формировании этой системы в 2006, в 2007 году, реализовывал её впоследствии, я считаю, что у нас одна из лучших в мире наиболее эффективных систем.
Давайте так, зададимся по-честному вопросом: в какой стране есть материнский капитал? Нигде нет его, только у нас в таком объеме. За счет этого нам удалось сохранить демографические тренды не только за счет миграции, а именно за счет естественного прироста населения, я уже не говорю о том, что очень важно продолжить работу по программе "Здравоохранение" и снижать смертность.
Поэтому я считаю, что у нас одна из лучших, наиболее эффективных систем, но и она в известной степени себя исчерпала, я спорить не буду, нам нужны новые подходы, нам нужно смотреть вперед.
Когда мы начинали работать, у нас коэффициент был 1,3 в 2006 году, и все говорили о том, что Россия однозначно будет вымирать, нам нарисовали самые тяжелые перспективы падение населения страны до 100-110 млн человек. Но этого не произошло, у нас 147 млн, и даже с учетом миграции, и прихода Крыма всё равно у нас ситуация выправилась. Коэффициент сейчас 1,75-1,8. Вы правы, этого недостаточно, надо стимулировать, чтобы коэффициент был два. Это очень сложно, чем более развитой является страна, тем более сложно стимулировать такого рода процессы. Потому что люди, женщины, прежде всего, задумываются о карьере, есть масса всяких разных проблем, но, тем не менее, стимулировать это можно.
Поэтому нам нужно подумать и о сохранении в том или ином виде программы материнского капитала, и о стимулировании, и это очень важно, рождения не только вторых и третьих детей, потому что это мы плюс-минус научились делать, но и о стимулировании рождения первенцев, и это действительно ключевая задача.
Если мы все вместе сможем придумать инструмент финансовый, организационный, как это лучше сделать наряду с региональными программами, наряду с программами выделения необходимых земельных ресурсов и так далее, то тогда, я считаю, наша задача будет достигнута.
Олег Нилов:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, одной из основных причин преждевременной смертности в России является массовое употребление гражданами, причем, не ведая того, фальсифицированного алкоголя. Десятки тысяч отравленных ежегодно, сотни тысяч умерших от сопутствующих заболеваний, тысячи фабрик смерти по всей России и миллионы литров контрафакта. Все это производится и реализуется часто при попустительстве властей и силовых структур.
Причина многомиллиардные доходы, идущие мимо казны в карманы криминальных структур, часть которых идет на прямой подкуп чиновников и силовиков.
Наши законы о госмонополии на спирт, о приравнивании бутлегеров к фальшивомонетчикам, о возврате контроля государству, а значит, и многомиллиардных доходов не поддерживаются Правительством.
Но самое главное, нет персональной ответственности за это тихое и массовое убийство.
Дмитрий Анатольевич, где отставки и посадки за этот народомор?
Спасибо.
Дмитрий Медведев:
Спасибо, Олег Анатольевич.
Если говорить о деятельности правоохранительных органов, то они работают, в том числе и по печальным фактам, которые были в прошлом году, надеюсь, что посадки там точно будут.
В отношении того, как нам регулировать эту сферу. У нас в целом количество смертей от употребления алкоголя, в том числе алкоголя некачественного или опасного, снижается, но всё равно общее количество таких трагических ситуаций огромно: около 15 тыс. человек в год, хотя совсем недавно эта цифра была почти в два раза больше. Тем не менее, существует целый набор идей о том, каким образом в этой сфере навести порядок.
Я знаю и о том, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает рассмотреть вопрос о введении государственной монополии. Мы неоднократно к этой теме обращались, обсуждали её и с коллегами по Правительству, и с представителями силового блока.
Понимаете, то, что работает в целом ряде скандинавских стран, не факт, что будет работать у нас. Но начнем с того, что те печальные факты, о которых вы сказали, связаны ведь с употреблением непищевого алкоголя, а, значит, когда речь идёт о государственной монополии, речь идёт обычно о введении государственной монополии на производство спирта. То есть одним этим решением эта задача не закрывается. Во-вторых, есть другой момент. Если это делать, необходимо выкупать эти спиртзаводы, хотя и сейчас значительная часть спиртопроизводства осуществляется Росспиртпромом, то есть в принципе поставить это под контроль можно и должно. Сейчас самое главное, чтобы на эту систему в полной мере распространить правила ЕГАИС, то есть автоматизированного учёта, так, чтобы мы понимали движение по всей цепочке. Это поможет навести порядок, в том числе, в отношении нелегальных производителей, а с ними борьба идёт.
И смею вас уверить, не все те структуры, которые с этим борются, сидят на финансировании у подобного рода водочных каких-то королей, значительная часть доходов, которые связаны с производством нелегальной водки и спирта, за последнее время удалось просто нейтрализовать. Это было сделано по целому ряду территорий, в том числе по Северной Осетии, где, как известно, этот бизнес очень сильно процветал. То есть бороться с этим можно.
Есть и другие меры. В настоящий момент мы рассматриваем не только распространение всей системы ЕГАИС на производство спирта, но в том числе и на производство технических видов спиртов, так, чтобы мы понимали, что с ними происходит. Это задача, которой занимается целый ряд ведомств, и которая, надеюсь, в ближайшее время будет решена. Включая сырьё для производства всякого рода химической продукции и продукции, которая идёт на прилавки магазинов. Я считаю, нужно объединить усилия и постараться создать универсальную систему контроля и надзора.
Введение же государственной монополии, возвращаюсь к той идее, которую вы сформулировали, в настоящий момент во всяком случае, представляется малореалистичным, но самое главное скорее всего эта монополия не принесёт желаемого эффекта. Хотя, если будут представлены убедительные доказательства того, что это, в конечном счёте, поможет эту задачу решить, естественно, Правительство готово рассмотреть и инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".